Организационно-деятельностные игры имеют свою специфику. Руководство игры обычно представлено специалистами различного профиля (экономисты, психологи, управленцы, философы, социологи, культурологи и т.п.), реализующими в игре разные функции. Задача, например, руководителя-исследователя игры -получить решение поставленной проблемы, руководителя-организатора - обеспечить коллективную деятельность участников, а психолога - наладить межличностное и межгрупповое общение играющих на всех этапах решения проблемы.
В организационно-деятельностных играх принципиально не закладывается безусловное решение проблем, то есть получение какого-то конкретного конечного продукта, поэтому игра иногда может заканчиваться и с отрицательным результатом.
Перед началом игры, как правило, выделяется так называемый «предыгровой этап» (который иногда длится от 1 до 2, 3 месяцев). Это время используется организаторами игры для диагностики состояния социально-экономической системы. На этом этапе выявляются проблемные ситуации и болевые точки, определяется, в связи с ними, общая стратегия игры, формируется ее предварительная структура, производится подбор игрового коллектива, то есть разрабатывается весь игровой комплекс.
|
|
С учетом различных подходов игроков к рассматриваемой проблеме и различных их приоритетов формируется количественный состав каждой игровой команды. При этом в каждую играющую группу, как показывает анализ этих игр, обязательно включаются 2-3 человека от руководства игры. В их функции на игре входит: обязательное информирование «штаба руководства» обо всех аспектах деятельности группы; создание в ней благоприятной для творчества атмосферы; управление конфликтами; контроль за работой и продвижением группы и, при необходимости, коррекция этой деятельности.
Важным этапом, с которого, собственно, и начинается сама игра, является ввод ее участников в игру. Здесь предусматривается ориентирование всего игрового коллектива на цели и задачи игры и его психологическая подготовка, заключающаяся в мобилизации творческого и интеллектуального потенциала участников.
Руководители игры используют для этих целей самые разнообразные приемы: провоцирование острого конфликта мнений в режиме «жесткой полемики», а иногда и дебатов; использование шуток, игровых заданий, разнообразных конкурсов, вызывающих как отрицательные, так и положительные эмоции, и др. Группы постепенно переходят от автономной работы к пленарным, клубным и другим формам взаимодействия.
В организационно-деятельностной игре используется игротех-ническое нормирование:
|
|
=> «на понимание»,
=> «на ответственность»,
=> на «здесь и сейчас».
Освоение игровых форм и средств общения становится для участников игры новой реальностью, которая, в свою очередь, способствует появлению собственных целей и ценностей, развивает коммуникативную компетентность и культуру.
Анализ разнообразных организационно-деятельностных игр показывает, что цель руководителей игры на этом этапе состоит в том, чтобы сформировать из разрозненных и разобщенных специалистов разных направлений единую команду, коллектив, способный ре-
шать общие задачи* взаимодействуя конструктивно; вызвать у играющих определенный эмоциональный настрой или даже напряжение, позволяющее всем включиться в созидательную деятельность.
Истинными результатами такой игры являются усиление мыслительных, коммуникативных и деятельностных средств саморазвития, порождение новых социальных качеств, которые остаются «в пользовании» игроков и организаций-заказчиков.
Следующие этапы могут повторяться неоднократно при решении отдельных аспектов проблемы и формировании общей концепции. Это:
■ работа в группах,
■ обсуждение принятых решений на дискуссиях или пленумах меж-
группового характера,
■ командные («штабные») разработки,
■ анализ хода игры и полученных руководством игры и ее участниками результатов (рефлексия).
Перед публичным обсуждением решения, выработанные каждой группой, могут проходить экспертизу либо в экспертной группе, состоящей из членов игрового коллектива, либо привлеченными в качестве экспертов специалистами, не участвующими в игре. Эти специалисты, как показывают анализ и описание проводимых Г.П. Щедровицким и его помощниками оргдеятельностных игр (уже было отмечено, что игра идет много дней и даже месяцев), используются по ходу игры в качестве консультантов.
Анализ процесса и результатов игры проводится ее руководством без участия игроков, с использованием не только выработанных игровыми командами решений, но и всей информации о деятельности групп, собранной представителями руководства в них. В итоге каждый день вырабатывается все более совершенная стратегия проведения игры для следующего цикла работы играющих и идет обсуждение решений - рефлексия.
Таким образом, сохраняется лишь общая структура игры, ее основная канва («каркас»), а содержание этапов может подвергаться значительной коррекции и даже полностью меняться.
И, наконец, очень важный момент - обобщение полученных результатов и «вывод» игроков из игры. По окончании игры руководство разрабатывает основные и итоговые документы, содержащие постановку проблемы, ее структурное рассмотрение, проекты и предложения по ее решению.
Основными признаками ОДИ являются следующие характеристики:
• моделируется конкретная деятельность специалистов по решению сложных, кризисных и комплексных проблем управления соци-
ально-экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии;
• роли условные, решения вырабатываются вне рамок штатных оргструктур;
• обеспечиваются различие ролевых целей и взаимодействие ролей, при этом различие ролевых целей обусловлено главным образом различием личных интересов участников игры;
• у игрового коллектива существует общая цель;
• используется коллективная деятельность по выработке решений;
• запрограммирована, в отличие от некоторых имитационных игр, многоальтернативность решений;
• специальными игротехническими средствами обеспечивается управление эмоциональным напряжением участников игры;
• система оценивания деятельности участников игры зачастую отсутствует;
|
|
• ОДИ отличаются значительной продолжительностью: от нескольких дней до нескольких недель и большим коллективом играющих - от 50 до 70 человек и более;
• принятые участниками игры решения не воздействуют на объект управления, более того, как уже отмечалось выше, последействие принятых решений в игре не прослеживается, и, следовательно, не используется для коррекции деятельности игроков.