Специфика организационно-деятельностных игр

Организационно-деятельностные игры имеют свою специфику. Руководство игры обычно представлено специалистами различно­го профиля (экономисты, психологи, управленцы, философы, со­циологи, культурологи и т.п.), реализующими в игре разные функ­ции. Задача, например, руководителя-исследователя игры -получить решение поставленной проблемы, руководителя-органи­затора - обеспечить коллективную деятельность участников, а пси­холога - наладить межличностное и межгрупповое общение игра­ющих на всех этапах решения проблемы.

В организационно-деятельностных играх принципиально не зак­ладывается безусловное решение проблем, то есть получение како­го-то конкретного конечного продукта, поэтому игра иногда мо­жет заканчиваться и с отрицательным результатом.


Перед началом игры, как правило, выделяется так называемый «предыгровой этап» (который иногда длится от 1 до 2, 3 месяцев). Это время используется организаторами игры для диагностики со­стояния социально-экономической системы. На этом этапе выявля­ются проблемные ситуации и болевые точки, определяется, в связи с ними, общая стратегия игры, формируется ее предварительная струк­тура, производится подбор игрового коллектива, то есть разраба­тывается весь игровой комплекс.

С учетом различных подходов игроков к рассматриваемой про­блеме и различных их приоритетов формируется количественный состав каждой игровой команды. При этом в каждую играющую группу, как показывает анализ этих игр, обязательно включаются 2-3 человека от руководства игры. В их функции на игре входит: обязательное информирование «штаба руководства» обо всех ас­пектах деятельности группы; создание в ней благоприятной для творчества атмосферы; управление конфликтами; контроль за ра­ботой и продвижением группы и, при необходимости, коррекция этой деятельности.

Важным этапом, с которого, собственно, и начинается сама игра, является ввод ее участников в игру. Здесь предусматривается ори­ентирование всего игрового коллектива на цели и задачи игры и его психологическая подготовка, заключающаяся в мобилизации творческого и интеллектуального потенциала участников.

Руководители игры используют для этих целей самые разнооб­разные приемы: провоцирование острого конфликта мнений в ре­жиме «жесткой полемики», а иногда и дебатов; использование шу­ток, игровых заданий, разнообразных конкурсов, вызывающих как отрицательные, так и положительные эмоции, и др. Группы посте­пенно переходят от автономной работы к пленарным, клубным и другим формам взаимодействия.

В организационно-деятельностной игре используется игротех-ническое нормирование:

=> «на понимание»,

=> «на ответственность»,

=> на «здесь и сейчас».

Освоение игровых форм и средств общения становится для уча­стников игры новой реальностью, которая, в свою очередь, спо­собствует появлению собственных целей и ценностей, развивает коммуникативную компетентность и культуру.

Анализ разнообразных организационно-деятельностных игр по­казывает, что цель руководителей игры на этом этапе состоит в том, чтобы сформировать из разрозненных и разобщенных специалис­тов разных направлений единую команду, коллектив, способный ре-


шать общие задачи* взаимодействуя конструктивно; вызвать у иг­рающих определенный эмоциональный настрой или даже напряже­ние, позволяющее всем включиться в созидательную деятельность.

Истинными результатами такой игры являются усиление мыс­лительных, коммуникативных и деятельностных средств самораз­вития, порождение новых социальных качеств, которые остаются «в пользовании» игроков и организаций-заказчиков.

Следующие этапы могут повторяться неоднократно при реше­нии отдельных аспектов проблемы и формировании общей кон­цепции. Это:

■ работа в группах,

■ обсуждение принятых решений на дискуссиях или пленумах меж-

группового характера,

■ командные («штабные») разработки,

■ анализ хода игры и полученных руководством игры и ее участ­никами результатов (рефлексия).

Перед публичным обсуждением решения, выработанные каж­дой группой, могут проходить экспертизу либо в экспертной груп­пе, состоящей из членов игрового коллектива, либо привлеченны­ми в качестве экспертов специалистами, не участвующими в игре. Эти специалисты, как показывают анализ и описание проводимых Г.П. Щедровицким и его помощниками оргдеятельностных игр (уже было отмечено, что игра идет много дней и даже месяцев), используются по ходу игры в качестве консультантов.

Анализ процесса и результатов игры проводится ее руковод­ством без участия игроков, с использованием не только вырабо­танных игровыми командами решений, но и всей информации о деятельности групп, собранной представителями руководства в них. В итоге каждый день вырабатывается все более совершенная стра­тегия проведения игры для следующего цикла работы играющих и идет обсуждение решений - рефлексия.

Таким образом, сохраняется лишь общая структура игры, ее основная канва («каркас»), а содержание этапов может подвергаться значительной коррекции и даже полностью меняться.

И, наконец, очень важный момент - обобщение полученных ре­зультатов и «вывод» игроков из игры. По окончании игры руко­водство разрабатывает основные и итоговые документы, содержа­щие постановку проблемы, ее структурное рассмотрение, проекты и предложения по ее решению.

Основными признаками ОДИ являются следующие характери­стики:

• моделируется конкретная деятельность специалистов по решению сложных, кризисных и комплексных проблем управления соци-


ально-экономическими системами на основе реальной информа­ции об их состоянии;

• роли условные, решения вырабатываются вне рамок штатных оргструктур;

• обеспечиваются различие ролевых целей и взаимодействие ролей, при этом различие ролевых целей обусловлено главным образом различием личных интересов участников игры;

• у игрового коллектива существует общая цель;

• используется коллективная деятельность по выработке решений;

• запрограммирована, в отличие от некоторых имитационных игр, многоальтернативность решений;

• специальными игротехническими средствами обеспечивается уп­равление эмоциональным напряжением участников игры;

• система оценивания деятельности участников игры зачастую от­сутствует;

• ОДИ отличаются значительной продолжительностью: от несколь­ких дней до нескольких недель и большим коллективом играю­щих - от 50 до 70 человек и более;

• принятые участниками игры решения не воздействуют на объект управления, более того, как уже отмечалось выше, последействие принятых решений в игре не прослеживается, и, следовательно, не используется для коррекции деятельности игроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: