Практические технологии для генерирования идей

КРЕАТИВНОСТЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Из книги «Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности»

Эффективная работа с персоналом невозможна, если деятель­ность менеджера основана на алгоритмизированных рекомендаци­ях и завершенных теориях. Созидание в профессиональной работе и развитие персонала предполагают нестандартные действия и дол­жны носить творческий характер.

Креативность как способность к конструктивному нестандарт­ному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию сво­его опыта равно необходима менеджеру и специалистам как в дея­тельности, так и при взаимодействии с коллегами, подчиненными, деловыми партнерами.

Для демонстрации креативности менеджеру и специалистам не­обходимо проявлять такие характеристики, как быстрота, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, самообладание, мобильность, инновационность и уверенность в себе. Это позво­лит своевременно находить новые и оригинальные решения орга­низационных и управленческих проблем.

Организационные и технологические изменения происходят в настоящее время часто и очень быстро. По выражению П. Друке-ра, предприятие, которое не обновляется, неизбежно стареет и раз­рушается. Инновационная деятельность требует от менеджера и специалистов не только быстрой реакции, но и способности пре­одолевать различные, прежде всего профессиональные, стереоти­пы мышления и поведения, то есть быть креативными.


Задание 1

Определение основных проблем организации в перспективе.

Цель: овладение некоторыми средствами диагностики развития креативности у менеджеров и специалистов и развитие их творчес­кого потенциала.

Порядок работы

Участникам занятия предлагается такое задание: «Подумайте и напишите, с какими пятью основными проблемами столкнется ваша организация в ближайшие десять лет». Ответы записываются иа карточках.

Карточка для ответов

№ п/н Проблема
1.  
   
5.  

Ответы на всё нечетные вопросы (1, 3, 5 и т.д.) оцениваются так:

Всегда - 1

Часто - 2

Иногда - 3

Редко - 4

Никогда - 5 Ответы на все четные вопросы оцениваются так:

Всегда - 5

Часто - 4

Иногда - 3

Редко - 2

Никогда - 1

2. Подсчитайте общий балл для каждого раздела: А, В и С.

3. Определите ваш креативный потенциал, суммируя все три оценки: А+В+С.

Полученный результат интерпретируется в соответствии со сле­дующим описанием:



После заполнения карточек работа продолжается в малых груп­пах по 4-5 человек, которым дается следующее задание:

«Соотнесите все названные проблемы с семью основными об­ластями осуществления инноваций в организациях:

• улучшение продукта/услуги,

• улучшение обслуживания клиента,

• диверсификация продукта/услуги,

• новые продукты/услуги,

• более креативная реклама,

• увеличение эффективности и качества/уменьшение расходов,

• увеличение персональной эффективности и креативности в работе.

Установите, в какой из этих сфер ожидается наибольшее коли­чество проблем, с которыми может столкнуться организация в бли­жайшие десять лет. Попробуйте найти несколько вариантов того, как организация может справиться с ожидаемыми проблемами».

Задание 2

Определение креативного потенциала.

Оснащение

Опросник для определения креативного потенциала.

Порядок работы

Участникам выдается опросник с инструкцией. После его запол­нения предлагается самостоятельно обработать данные тестирова­ния следующим образом.

1. Напишите в каждой строке балл, соответствующий вашему ответу. Пользуйтесь при этом следующим «ключом».


16-37. Ваш креативный потенциал подавляется некоторыми ва­шими чувствами в отношении себя, и вы будете удивлены резуль­татами, если позволите себе быть креативным.

38-59. Ваш креативный потенциал достаточно развит, но не все­гда проявляется, этому препятствуют некоторые особенности ва­шей личности. Вам необходимо научиться регулировать эмоцио­нальное состояние, снижая напряжение. Это поможет уменьшить действие барьеров.

60-80. Вы высококреативны. При этом вы обладаете способно­стью побуждать к креативности других.

В

16-37. Ваш стиль решения проблем имеет тенденцию быть «книжным», ему недостает креативности.

38-59. Ваш подход к решению проблем иногда отличается ригид­ностью и может приводить к стандартным решениям, которые боль­ше, чем следует, опираются на прошлые решения сходных проблем. Попытайтесь освободиться от этого, и ваша креативность проявится.

60-80. У вас открытый, креативный подход к решению проблем. Вы также способны поддерживать других в ходе решения проблем. Вы способны воспользоваться каждым удобным случаем для того, чтобы создать дух предприимчивости и проблематизировать сре­ду вокруг себя.





с


Продолжение



16-37. Ваша рабочая среда не поощряет креативного мышле­ния. Посмотрите на ваши баллы по пунктам А и В. Если они высо­кие, вы, безусловно, испытываете напряжение на работе. Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?

38-59. Иногда трудно быть креативным на вашей работе. Если вы имеете высокие оценки по пунктам А и В, используйте ваши возможности для того, чтобы изменить среду.

60-80. Вы работаете в идеальной для креативной личности сре­де. Однако, если у вас низкие оценки по пунктам А и В, вам следует работать над развитием вашего креативного потенциала. Никто не собирается мешать вам предлагать новые идеи.

А+В+С

48-111. В настоящее время вы понимаете, что все мы имеем зна­чительный потенциал креативности - ему только надо дать шанс проявиться. Поэтому исключите со своей стороны и со стороны других помехи для проявления вашей креативности.

112-176. У вас хороший креативный потенциал, который пока скрыт и сдерживается или вами лично, или вашей рабочей средой. Вы можете изменить любой из трех или все три аспекта - так чего же вы ждете?

177-240. Вы, по-видимому, высококреативная личность с боль­шим потенциалом. Продолжайте развивать ваш талант, стараясь найти новые пути его применения - дома, в ваших увлечениях и, конечно, на работе.

ОПРОСНИК «КАКОВ ВАШ КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ?»

Инструкция

Большинство людей гораздо более креативны, чем они думают. Этот опросник поможет вам узнать ваш потенциал и определить, что, возможно, тормозит вас на пути к большему новаторству.

Пожалуйста, прочитайте нижеследующие утверждения, напро­тив каждого утверждения поставьте знак «х» в одну из колонок в зависимости от того, бывает так всегда, часто, иногда, редко или никогда.

  Всег­да Часто Иног­да Редко Ни­когда Баллы  
Моя личность 1'. Мне не хватает увг-ренности в себе              

2. Я ценю критичность

3. Я боюсь отличаться от других

4. Мои родители поощряли мою креативность

5. Я чувствую себя неком­фортно в ситуации неопреде­ленности

6. Мне нравятся новые ли­ца, места

7. Я нуждаюсь в постоян­ном ощущении порядка в моей жизни

8. Я считаю, что грезы, меч­ты — дело стоящее

9. Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства

10. Я получаю удоволь­ствие, играя роли

11. Я достигаю большего, когда следую правилам

12. Я позволяю моим чувствам руководить мною

13. Мне нравится, когда меня считают независимым

14. Мне нравится быть вме­сте со свободно мыслящими людьми

15. Я скорее реактивен, чем активен

16. Мне нравится загляды­вать далеко вперед

В. Мой подход к решению проблем

1. Сталкиваясь с проблемой, я делаю поспешные выводы

2. Когда проблема возни­кает, я становлюсь объектив­ным и аналитичным

3. Необходимы все факты, чтобы принять решение 4. Мое внутреннее чувство помогает мне


Всег­да


Часто


Иног­да


Редко





Окончание


Всегда


Часто


Иног­да


Редко



5. Я рассчитываю на свои прошлые знания сходных проблем

6. Я ненавижу работать над деталями

7. Секрет успеха- в укомплектованном штате персонала

8. Статистические данные и диаграммы дают иска­женную картину

9. К проблемам следует подходить одним и тем же образом

10. Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально

11. У меня есть трудности с обнаружением проблем

12. Я использую специ­альные техники для рече­ния проблем

13. Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной

14. Когда другие не &-рутся за решение, я делаю это, если могу

15. Я люблю читать инст­рукции, прежде чем начать что-либо новое

16. Я верю, что процесс нахождения решений-творческий


4. Здесь принимаются стрящие идеи извне

5. Время для творческих размышлений ограничено в этой организации

6. Соревнование между служащими воспринимает­ся как здоровое явление

7. Я мог бы охарактери­зовать мою организацию как уютную и ориентиро­ванную на сотрудничгство

8. В этой организации мы любим находить проблемы

9. Здесь если вы креатив­ны - значит вы мечтатель

10. В этой организации креативным людям дают свободу

11. Организационные процедуры убивают идеи

12. Я могу свободно рас­сказывать о моих идеях, не опасаясь, что их украдут

13. Меня остановят, если я начну предлагать новые решения

14. Здесь хорошие идеи представляют ценность сами по себе

15. Новые идеи должны быть подробно описаны

16. Инновации поощря­ются в этой организации



С. Моя рабочая среда

1. Люди в моей организа­ции думают, что их образ действий - самый лучший

2. Вокруг меня креатив­ность рассматривается как ключ к выживанию

3. Границы моих полно­мочий точно оп ределены


Итого.

Задание 3

Ознакомление с техниками продуцирования креативных идей Оснащение

Круглый или подковообразный стол для участников занятия, листы ватмана и маркеры или доска и мел.



Порядок работы

Освоение техники «Анализ дефектов» включает в себя следую­
щие шаги. i

1. Выбирается лидер (он же будет фиксировать идеи на листах ватмана или на доске). \

2. Дается характеристика проблемы.,

3. Лист ватмана или доска делится вертикальной чертой на две части..

4. Группе дается ограниченное время (например, 20 мин.) для того, чтобы назвать как можно больше недостатков продукта, ус­луги или ситуации. Каждая идея фиксируется в левой части листа или доски.,

5. Группе предлагается высказать идеи (по кругу или по степе­ни готовности) относительно средств преодоления дефектов, включенных в список. Эти идеи должны быть направлены в ко­нечном итоге на улучшение продукта или услуги. Каждая идея записывается против соответствующего дефекта в правой части листа или доски.

6. Группе предлагается выработать соглашение относительно того, каким будет новый или улучшенный продукт, услуга или план действий по преодолению дефектов.

Вторая техника продуцирования креативных идей - «Изме­нение параметров» позволяет улучшить продукт, услугу или си­туацию, подвергая их гипотетическим изменениям; при этом из­менениям подвергаются такие параметры, как размер, функции и т.д.

1. Лист ватмана или доска делится на четыре колонки под на­
званиями:

«Увеличить», «Уменьшить», «Исключить», «Переворачивать».

2. Участникам даются краткие пояснения по содержанию каж­
дого раздела:

«Увеличить»: продукт, услугу или ситуацию (например, увеличить цену в четыре раза; вместо того чтобы обслуживать один сегмент рынка, распространить услугу на весь мир, галактику, вселенную и т.д.).

«Уменьшить»: все, что касается продукта, услуги или ситуации (например, уменьшить цену (размер и т.п.) в два раза).

«Исключить»: проблему полностью (например, что случится, если продукта, услуги или ситуации не будет существовать, как или чем заменить его (ее)?).

• «Переворачивать»: способ функционирования продукта, услуги или ситуации (например, не мы обслуживаем покупателя, а поку­патель обслуживает нас).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: