КРЕАТИВНОСТЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Из книги «Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности»
Эффективная работа с персоналом невозможна, если деятельность менеджера основана на алгоритмизированных рекомендациях и завершенных теориях. Созидание в профессиональной работе и развитие персонала предполагают нестандартные действия и должны носить творческий характер.
Креативность как способность к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта равно необходима менеджеру и специалистам как в деятельности, так и при взаимодействии с коллегами, подчиненными, деловыми партнерами.
Для демонстрации креативности менеджеру и специалистам необходимо проявлять такие характеристики, как быстрота, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, самообладание, мобильность, инновационность и уверенность в себе. Это позволит своевременно находить новые и оригинальные решения организационных и управленческих проблем.
|
|
Организационные и технологические изменения происходят в настоящее время часто и очень быстро. По выражению П. Друке-ра, предприятие, которое не обновляется, неизбежно стареет и разрушается. Инновационная деятельность требует от менеджера и специалистов не только быстрой реакции, но и способности преодолевать различные, прежде всего профессиональные, стереотипы мышления и поведения, то есть быть креативными.
Задание 1
Определение основных проблем организации в перспективе.
Цель: овладение некоторыми средствами диагностики развития креативности у менеджеров и специалистов и развитие их творческого потенциала.
Порядок работы
Участникам занятия предлагается такое задание: «Подумайте и напишите, с какими пятью основными проблемами столкнется ваша организация в ближайшие десять лет». Ответы записываются иа карточках.
Карточка для ответов
№ п/н | Проблема |
1. | |
5. |
Ответы на всё нечетные вопросы (1, 3, 5 и т.д.) оцениваются так:
Всегда - 1
Часто - 2
Иногда - 3
Редко - 4
Никогда - 5 Ответы на все четные вопросы оцениваются так:
Всегда - 5
Часто - 4
Иногда - 3
Редко - 2
Никогда - 1
2. Подсчитайте общий балл для каждого раздела: А, В и С.
3. Определите ваш креативный потенциал, суммируя все три оценки: А+В+С.
Полученный результат интерпретируется в соответствии со следующим описанием:
После заполнения карточек работа продолжается в малых группах по 4-5 человек, которым дается следующее задание:
«Соотнесите все названные проблемы с семью основными областями осуществления инноваций в организациях:
|
|
• улучшение продукта/услуги,
• улучшение обслуживания клиента,
• диверсификация продукта/услуги,
• новые продукты/услуги,
• более креативная реклама,
• увеличение эффективности и качества/уменьшение расходов,
• увеличение персональной эффективности и креативности в работе.
Установите, в какой из этих сфер ожидается наибольшее количество проблем, с которыми может столкнуться организация в ближайшие десять лет. Попробуйте найти несколько вариантов того, как организация может справиться с ожидаемыми проблемами».
Задание 2
Определение креативного потенциала.
Оснащение
Опросник для определения креативного потенциала.
Порядок работы
Участникам выдается опросник с инструкцией. После его заполнения предлагается самостоятельно обработать данные тестирования следующим образом.
1. Напишите в каждой строке балл, соответствующий вашему ответу. Пользуйтесь при этом следующим «ключом».
16-37. Ваш креативный потенциал подавляется некоторыми вашими чувствами в отношении себя, и вы будете удивлены результатами, если позволите себе быть креативным.
38-59. Ваш креативный потенциал достаточно развит, но не всегда проявляется, этому препятствуют некоторые особенности вашей личности. Вам необходимо научиться регулировать эмоциональное состояние, снижая напряжение. Это поможет уменьшить действие барьеров.
60-80. Вы высококреативны. При этом вы обладаете способностью побуждать к креативности других.
В
16-37. Ваш стиль решения проблем имеет тенденцию быть «книжным», ему недостает креативности.
38-59. Ваш подход к решению проблем иногда отличается ригидностью и может приводить к стандартным решениям, которые больше, чем следует, опираются на прошлые решения сходных проблем. Попытайтесь освободиться от этого, и ваша креативность проявится.
60-80. У вас открытый, креативный подход к решению проблем. Вы также способны поддерживать других в ходе решения проблем. Вы способны воспользоваться каждым удобным случаем для того, чтобы создать дух предприимчивости и проблематизировать среду вокруг себя.
с
Продолжение
16-37. Ваша рабочая среда не поощряет креативного мышления. Посмотрите на ваши баллы по пунктам А и В. Если они высокие, вы, безусловно, испытываете напряжение на работе. Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?
38-59. Иногда трудно быть креативным на вашей работе. Если вы имеете высокие оценки по пунктам А и В, используйте ваши возможности для того, чтобы изменить среду.
60-80. Вы работаете в идеальной для креативной личности среде. Однако, если у вас низкие оценки по пунктам А и В, вам следует работать над развитием вашего креативного потенциала. Никто не собирается мешать вам предлагать новые идеи.
А+В+С
48-111. В настоящее время вы понимаете, что все мы имеем значительный потенциал креативности - ему только надо дать шанс проявиться. Поэтому исключите со своей стороны и со стороны других помехи для проявления вашей креативности.
112-176. У вас хороший креативный потенциал, который пока скрыт и сдерживается или вами лично, или вашей рабочей средой. Вы можете изменить любой из трех или все три аспекта - так чего же вы ждете?
177-240. Вы, по-видимому, высококреативная личность с большим потенциалом. Продолжайте развивать ваш талант, стараясь найти новые пути его применения - дома, в ваших увлечениях и, конечно, на работе.
ОПРОСНИК «КАКОВ ВАШ КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ?»
Инструкция
Большинство людей гораздо более креативны, чем они думают. Этот опросник поможет вам узнать ваш потенциал и определить, что, возможно, тормозит вас на пути к большему новаторству.
Пожалуйста, прочитайте нижеследующие утверждения, напротив каждого утверждения поставьте знак «х» в одну из колонок в зависимости от того, бывает так всегда, часто, иногда, редко или никогда.
|
|
Всегда | Часто | Иногда | Редко | Никогда | Баллы | ||
Моя личность 1'. Мне не хватает увг-ренности в себе |
2. Я ценю критичность
3. Я боюсь отличаться от других
4. Мои родители поощряли мою креативность
5. Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности
6. Мне нравятся новые лица, места
7. Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни
8. Я считаю, что грезы, мечты — дело стоящее
9. Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства
10. Я получаю удовольствие, играя роли
11. Я достигаю большего, когда следую правилам
12. Я позволяю моим чувствам руководить мною
13. Мне нравится, когда меня считают независимым
14. Мне нравится быть вместе со свободно мыслящими людьми
15. Я скорее реактивен, чем активен
16. Мне нравится заглядывать далеко вперед
В. Мой подход к решению проблем
1. Сталкиваясь с проблемой, я делаю поспешные выводы
2. Когда проблема возникает, я становлюсь объективным и аналитичным
3. Необходимы все факты, чтобы принять решение 4. Мое внутреннее чувство помогает мне
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Окончание
Всегда
Часто
Иногда
Редко
5. Я рассчитываю на свои прошлые знания сходных проблем
6. Я ненавижу работать над деталями
7. Секрет успеха- в укомплектованном штате персонала
8. Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину
9. К проблемам следует подходить одним и тем же образом
10. Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально
11. У меня есть трудности с обнаружением проблем
12. Я использую специальные техники для речения проблем
13. Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной
14. Когда другие не &-рутся за решение, я делаю это, если могу
15. Я люблю читать инструкции, прежде чем начать что-либо новое
16. Я верю, что процесс нахождения решений-творческий
4. Здесь принимаются стрящие идеи извне
5. Время для творческих размышлений ограничено в этой организации
|
|
6. Соревнование между служащими воспринимается как здоровое явление
7. Я мог бы охарактеризовать мою организацию как уютную и ориентированную на сотрудничгство
8. В этой организации мы любим находить проблемы
9. Здесь если вы креативны - значит вы мечтатель
10. В этой организации креативным людям дают свободу
11. Организационные процедуры убивают идеи
12. Я могу свободно рассказывать о моих идеях, не опасаясь, что их украдут
13. Меня остановят, если я начну предлагать новые решения
14. Здесь хорошие идеи представляют ценность сами по себе
15. Новые идеи должны быть подробно описаны
16. Инновации поощряются в этой организации
С. Моя рабочая среда
1. Люди в моей организации думают, что их образ действий - самый лучший
2. Вокруг меня креативность рассматривается как ключ к выживанию
3. Границы моих полномочий точно оп ределены
Итого.
Задание 3
Ознакомление с техниками продуцирования креативных идей Оснащение
Круглый или подковообразный стол для участников занятия, листы ватмана и маркеры или доска и мел.
Порядок работы
Освоение техники «Анализ дефектов» включает в себя следую
щие шаги. i
1. Выбирается лидер (он же будет фиксировать идеи на листах ватмана или на доске). \
2. Дается характеристика проблемы.,
3. Лист ватмана или доска делится вертикальной чертой на две части..
4. Группе дается ограниченное время (например, 20 мин.) для того, чтобы назвать как можно больше недостатков продукта, услуги или ситуации. Каждая идея фиксируется в левой части листа или доски.,
5. Группе предлагается высказать идеи (по кругу или по степени готовности) относительно средств преодоления дефектов, включенных в список. Эти идеи должны быть направлены в конечном итоге на улучшение продукта или услуги. Каждая идея записывается против соответствующего дефекта в правой части листа или доски.
6. Группе предлагается выработать соглашение относительно того, каким будет новый или улучшенный продукт, услуга или план действий по преодолению дефектов.
Вторая техника продуцирования креативных идей - «Изменение параметров» позволяет улучшить продукт, услугу или ситуацию, подвергая их гипотетическим изменениям; при этом изменениям подвергаются такие параметры, как размер, функции и т.д.
1. Лист ватмана или доска делится на четыре колонки под на
званиями:
«Увеличить», «Уменьшить», «Исключить», «Переворачивать».
2. Участникам даются краткие пояснения по содержанию каж
дого раздела:
• «Увеличить»: продукт, услугу или ситуацию (например, увеличить цену в четыре раза; вместо того чтобы обслуживать один сегмент рынка, распространить услугу на весь мир, галактику, вселенную и т.д.).
• «Уменьшить»: все, что касается продукта, услуги или ситуации (например, уменьшить цену (размер и т.п.) в два раза).
• «Исключить»: проблему полностью (например, что случится, если продукта, услуги или ситуации не будет существовать, как или чем заменить его (ее)?).
• «Переворачивать»: способ функционирования продукта, услуги или ситуации (например, не мы обслуживаем покупателя, а покупатель обслуживает нас).