Упражнение «сила языка»

Цель: язык - важнейшее средство коммуникации, форма суще­ствования и выражения мышления. Это упражнение помогает чле­нам группы изменить структуру своего языка.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура

Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами «я дою/сен». Не предоставляя вам обратной связи, партнер в свою очередь выскажет три фразы, начиная каждую словами «я должен».

Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «я дол­жен» словами «я предпочитаю», сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях парт­нера. Поделитесь своими переживаниями.

По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами «я не могу». И затем замените в них «я не могу» на «я не хочу», сохраняя остальные части неизменными. Поделитесь с парт­нером своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или бес­помощность.

По очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов «мне надо», а затем замените «мне надо» на «я хочу». Поделитесь свои-


ми переживаниями и посмотрите, ведет ли такая замена слов к ощущению свободы, изменению мотивации. Является ли то, о чем вы говорили, чем-нибудь действительно жизненно необходимым для вас или чем-то тем, что вам хотелось бы, но без чего можете прожить.

Наконец, по очереди с партнером скажите три фразы, начинаю­щиеся словами «я боюсь, что», и затем поменяйте «я боюсь, что» на «я хотел бы», оставляя остальные части фраз без изменений. Поде­литесь своими переживаниями с партнером и посмотрите, мешает ли страх достижению важных целей и приобретению интересую­щего его опыта.

Выражения «я должен», «я не могу», «мне надо» и «я боюсь, что» отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свою речь, используя эвфемизмы (мягкие эквиваленты жестких слов), вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

ЛИДЕРСКИЙ ТРЕНИНГ «ИЛИ - ИЛИ»

Время: около 20 минут.

Цель: помочь людям лучше осознать, что влияет на принятие ими решений и заставляет поступать так, а не иначе. Это важно, чтобы понять, почему лидеры управляют, а подчиненные повину­ются.

Условия: это упражнение можно выполнять с любым числом слу­шателей по завершении любого статичного занятия, когда участ­ники проводят какое-то время за столами.

Порядок действий

1. Попросите всех построиться в шеренгу по середине учебной аудитории.

2. Сообщите, что собираетесь задать им кое-какие вопросы, на которые они будут отвечать тремя шагами влево или вправо или оставаться на месте. Первая серия вопросов такая:

- «Вы - Вчера? (если да, переместитесь влево)»;

- «Вы - Сегодня? (оставайтесь на месте);

- «Вы - Завтра? (переместитесь вправо)».

При необходимости повторите вопросы несколько раз. Обра­тите внимание, что вы предлагаете игрокам отождествиться с эти­ми словами (идентифицировать себя) во всей полноте значений, которые они им приписывают.

3. Вначале возможно некоторое замешательство, после которо­
го несколько человек отступят влево или вправо. Дождитесь, ког­
да шарканье прекратится; затем попросите тех, кто принял «зри-




29'



мое» решение, объяснить, почему они выбрали то или иное слово. Например, они могут назваться «Вчера» из-за своей любви к про­шлому- старым привычкам, зданиям и т.д.; или «Завтра» - посколь­ку молоды и им принадлежит будущее. Когда остальные игроки услышат эти заявления и сообразят, что от них требуется, некото­рые из них могут покинуть центр и перейти налево или направо. Другие останутся в «Сегодня».

Еще раз спросите, почему люди «проголосовали ногами» так, а не иначе. Вы сами можете придумать сколько угодно собственных «или-или», но вот несколько вариантов:

- Вы: Текст-процессор? Золотая авторучка? Или простой каран­даш?

- Вы - Табличка с надписью: «Открыто для посетителей»? «Вход воспрещен»? или «Скоро вернусь»?

- Вы: Гора? Долина? Или равнина?

- Вы: Земля? Море? Или небо?

- Вы: Да? Нет? Может быть?

Анализ: интересный вариант «Или-или» такой: «Вы - «фолькс­ваген»? «Роллс-ройс»? Или машина какой-то другой марки?» При­чины, по которым люди соотносят себя с одной из указанных ма­рок или другой машиной, в том числе «внедорожником», или даже танком, многое говорят о них самих. Они заявляют примерно сле­дующее: «Я «фольксваген», потому что я надежный, экономный и безопасный»; или «Мне просто нравится идея быть «роллс-рой­сом» - это сила, шик, масштабы, это намного лучше всего прочего; или «Я «джип», потому что он напоминает мне о походе в горы».

Завершение тренинга: побудите участников задать друг другу вопросы насчет их выбора. Объяснения всегда интересны; слуша­тели находят их содержательными. Весь процесс должен повысить самосознание и понимание своей и чужой мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: