Цель: язык - важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогает членам группы изменить структуру своего языка.
Необходимое время: 30 минут.
Процедура
Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами «я дою/сен». Не предоставляя вам обратной связи, партнер в свою очередь выскажет три фразы, начиная каждую словами «я должен».
Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «я должен» словами «я предпочитаю», сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями.
По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами «я не могу». И затем замените в них «я не могу» на «я не хочу», сохраняя остальные части неизменными. Поделитесь с партнером своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.
По очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов «мне надо», а затем замените «мне надо» на «я хочу». Поделитесь свои-
ми переживаниями и посмотрите, ведет ли такая замена слов к ощущению свободы, изменению мотивации. Является ли то, о чем вы говорили, чем-нибудь действительно жизненно необходимым для вас или чем-то тем, что вам хотелось бы, но без чего можете прожить.
Наконец, по очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами «я боюсь, что», и затем поменяйте «я боюсь, что» на «я хотел бы», оставляя остальные части фраз без изменений. Поделитесь своими переживаниями с партнером и посмотрите, мешает ли страх достижению важных целей и приобретению интересующего его опыта.
Выражения «я должен», «я не могу», «мне надо» и «я боюсь, что» отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свою речь, используя эвфемизмы (мягкие эквиваленты жестких слов), вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
ЛИДЕРСКИЙ ТРЕНИНГ «ИЛИ - ИЛИ»
Время: около 20 минут.
Цель: помочь людям лучше осознать, что влияет на принятие ими решений и заставляет поступать так, а не иначе. Это важно, чтобы понять, почему лидеры управляют, а подчиненные повинуются.
Условия: это упражнение можно выполнять с любым числом слушателей по завершении любого статичного занятия, когда участники проводят какое-то время за столами.
Порядок действий
1. Попросите всех построиться в шеренгу по середине учебной аудитории.
2. Сообщите, что собираетесь задать им кое-какие вопросы, на которые они будут отвечать тремя шагами влево или вправо или оставаться на месте. Первая серия вопросов такая:
- «Вы - Вчера? (если да, переместитесь влево)»;
- «Вы - Сегодня? (оставайтесь на месте);
- «Вы - Завтра? (переместитесь вправо)».
При необходимости повторите вопросы несколько раз. Обратите внимание, что вы предлагаете игрокам отождествиться с этими словами (идентифицировать себя) во всей полноте значений, которые они им приписывают.
3. Вначале возможно некоторое замешательство, после которо
го несколько человек отступят влево или вправо. Дождитесь, ког
да шарканье прекратится; затем попросите тех, кто принял «зри-
29'
мое» решение, объяснить, почему они выбрали то или иное слово. Например, они могут назваться «Вчера» из-за своей любви к прошлому- старым привычкам, зданиям и т.д.; или «Завтра» - поскольку молоды и им принадлежит будущее. Когда остальные игроки услышат эти заявления и сообразят, что от них требуется, некоторые из них могут покинуть центр и перейти налево или направо. Другие останутся в «Сегодня».
Еще раз спросите, почему люди «проголосовали ногами» так, а не иначе. Вы сами можете придумать сколько угодно собственных «или-или», но вот несколько вариантов:
- Вы: Текст-процессор? Золотая авторучка? Или простой карандаш?
- Вы - Табличка с надписью: «Открыто для посетителей»? «Вход воспрещен»? или «Скоро вернусь»?
- Вы: Гора? Долина? Или равнина?
- Вы: Земля? Море? Или небо?
- Вы: Да? Нет? Может быть?
Анализ: интересный вариант «Или-или» такой: «Вы - «фольксваген»? «Роллс-ройс»? Или машина какой-то другой марки?» Причины, по которым люди соотносят себя с одной из указанных марок или другой машиной, в том числе «внедорожником», или даже танком, многое говорят о них самих. Они заявляют примерно следующее: «Я «фольксваген», потому что я надежный, экономный и безопасный»; или «Мне просто нравится идея быть «роллс-ройсом» - это сила, шик, масштабы, это намного лучше всего прочего; или «Я «джип», потому что он напоминает мне о походе в горы».
Завершение тренинга: побудите участников задать друг другу вопросы насчет их выбора. Объяснения всегда интересны; слушатели находят их содержательными. Весь процесс должен повысить самосознание и понимание своей и чужой мотивации.