Время: около 45 минут. Цели:
• Ознакомиться с преимуществами и недостатками коллективной деятельности.
• Помочь отдельным игрокам осознать свое преобладающее поведение в качестве членов команды или лидеров.
30-3499
Размер группы: эта игра требует большой группы- от 16 человек и более. Вы можете играть в нее и ввосьмером, но эффективность окажется не столь высокой.
Условия: учебный кабинет. Подготовьте по одному экземпляру текста на каждого участника:
«Выиграй или проиграй»
Таблица очков | |
Если все 4 группы выбирают О | Все группы теряют 1 руб. |
Если три группы выбирают О, | Каждая из них выигрывает I руб. |
а одна выбирает X | Она проигрывает 3 руб. |
Если две группы выбирают О, | Каждая из них выигрывает 2 руб. |
а две группы выбирают X | Они проигрывают по 2 руб. каждая |
Если одна группа выбирает О, | Она выигрывает 3 руб. |
а три группы выбирают X | Они проигрывают по 1 руб. каждая |
Если четыре группы выбирают X | Все группы выигрывают по 1 руб. |
Раунд | Положенное время | Выбор | Выигрыш | Проигрыш | Остаток |
2 минуты | ХО | ||||
I минута | ХО | ||||
1 минута | ХО | ||||
1 минута | ХО | ||||
3 минуты | ХО | ||||
1 минута | ХО | ||||
1 минута | ХО | ||||
3 минуты | ХО | ||||
1 минута | ХО | ||||
3 минуты | ХО |
Если возможно, заранее предупредите участников, что игра будет азартной и им следует захватить с собой небольшую сумму денег, которую не жалко проиграть.
|
|
Эта игра лучше удается, когда люди действительно стоят перед реальностью выиграть или проиграть свои деньги, пусть даже совсем небольшие. Если же у вас нет статьи для расходных материалов и вы не чувствуете в себе достаточного альтруизма, чтобы выложить сумму из собственного кармана, дайте ясно понять, что все деньги, которые вы вложите в игру, должны быть возвращены вам по ее окончании.
Порядок действий:
1. Не раскрывая целей, сообщите аудитории, что игра носит азартный характер. Разделите игроков на четыре команды, предварительно предложив рассчитаться на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, чтобы затем в одну команду собрать участников с одинаковым порядко-
вым номером расчета. Не будет ничего страшного, если у вас окажется лишь двое или трое четвертых, но если получится только один, то лучше начать заново и сформировать команды по 3 человека в каждой.
2. Раздайте каждому участнику игры текст «Выиграй или проиграй».
3. Начните игру, предложив ближайшей команде выбор - «X или О»? Почти наверняка участники начнут протестовать, требуя время на совещание. В этом случае дайте командам требуемые 2 минуты. Но всегда старайтесь как можно быстрее достичь согласия между игровыми группами.
|
|
4. Играйте, раунд за раундом. С самого начала ясно, что если в каждом раунде все четыре команды выберут «X», то каждый участник будет неизменно выигрывать по 10 руб. Но наша практика показывает, что этого никогда не бывает! Хотя бы одна команда всегда старается перехитрить остальных и выиграть побольше денег, выбирая, к примеру, «О» в 4-м раунде. Если представители команд захотят вступить в переговоры с другими командами, разрешите им это. Если они хотят договориться приватно, разрешите им выйти из комнаты. Однако всегда напоминайте о лимите времени и назначайте штраф, если какая-то из команд запоздает с решением. Создайте атмосферу максимальной напряженности и соперничества.
Анализ: когда игра закончится, проанализируйте результаты. Есть ли «победитель» - иначе говоря, больше ли у какой-либо команды денег, чем у других? Если да, то почему? Если нет, то почему? Каковы были стимулы к сотрудничеству, стимулы к соревнованию?
Завершение: спросите у всех игроков, в какой степени повлиял на поведение игроков ваш собственный стиль руководства. Удалось ли вам внушить им, что игра обязательно должна была носить соревновательный характер? Организуйте дискуссию о восприятии чужих оценок ситуации и о том, как этим можно ограничить собственный выбор человека. Сопоставьте выводы дискуссии с целями занятия.