ТЕМА 3. Налоговая политика и ее роль в реализации экономической политики государства. Налоговый механизм

Цель лекции: изучить основы налоговой политики, ее роль в реализации приоритетных направлений экономической политики государства.

Основные вопросы:

1. Налоговая политика как составная часть, экономической, финансовой и фискальной политики государства.

2. Цели и задачи налоговой политики. Типы налоговой политики и их взаимосвязь с моделями развития рыночной экономики.

3. Современная налоговая политика Казахстана и оценка её эффективности.

4. Экономическое содержание понятия "налоговый механизм". Структура налогового механизма

5. Налоговое регулирование как форма государственного финансового регулирования экономики.

1.. Налоговая политика - это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально – экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает:

1) увеличение государственных расходов,

2) снижение налогов,

3) сочетание 1) и 2).

Другими словами, если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депо ели. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика, которая включает:

1) уменьшение правительственных расходов;

2) увеличение налогов;

3) сочетание 1) и 2).

2. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально- экономическим строем общества, общей направленностью экономической политики, а также конкретными методами финансовой политики.

Основной целью налоговой политики являются обеспечение финансовыми ресурсами потребности государства.

В этой связи в результате проведения налоговой политики решаются следующие задачи:

1. Привлечение части доходов юридических и физических лиц к покрытию общегосударственных расходов.

2. Регулирование доходов юридических и физических лиц.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках одной страны или территориальной единицы и предусматривает решение внутренних задач.

Внешняя политика налогообложения направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налоговых систем разных стран.

В зависимости от механизма реагирования на изменение экономической ситуации налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная налоговая политика – проводится на основе решений правительства о манипулировании налоговыми ставками или структурой налогообложения. Она используется для скорейшего прекращения спада экономики и поддержания равновесного состояния.

В зависимости от этапа экономического цикла она может быть сдерживающей или стимулирующей.

Сдерживающаяся дискреционная налоговая политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом.

Стимулирующая дискреционная налоговая политика осуществляется в период спада общественного производства, при значительном уровне безработицы.

Недискреционная налоговая политика осуществляется независимо от решений правительства автоматически. Это становится возможным благодаря «встроенным стабилизаторам» - механизмам, работающим в режиме саморегулирования.

Выделяется три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов – установление налогов на высоком уровне, однако существует вероятность того, что повышение налогов в долгосрочной перспективе приведет к снижению мотивации деятельности хозяйствующих субъектов и не даст ожидаемого прироста государственных доходов;

2. Политика оптимальных налогов – способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат, но к сожалению ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются;

3. Политика с высоким уровнем налогообложения, но при значительной государственной социальной защите (шведская модель).

При эффективной экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются.

3. К настоящему моменту Республика Казахстан вступает на новый этап экономического развития. В становлении государства огромное значение имеет жесткая бюджетная политика и становление совершенствованной, стройной и разумной налоговой системы, которая должна выполнять не только фискальную, но и регулирующую функции.

Налоговая политика, рассматриваемая через призму реальной практики, различна в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговая политика как свод налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любые налоговые действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговая политика позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговый механизм, налоговое право, основы управления налогообложением.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государства учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Это роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при реализации, то ее заменяют новой.

Налоговая политика Республики Казахстан как фактор, определяющий уровень финансовой политики, является одним из главных элементов рыноч­ной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия; Госу­дарства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития Казахстана. В связи с этим необходимо, чтобы на­логовая политика РК была адаптирована к новым общественным отношени­ям, соответствовала мировому опыту. Это являлось основным направлени­ем налоговых реформ в РК.

4. Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.

Рассматривая функции налогового механизма, можно отметить следующее:

1. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит не только от положений налоговых законов, но и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика: юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах. Эти особенности складываются под влиянием норм и правил предписываемых Гражданским кодексом.

2. Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налог», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами.

Таким образом, налоговый механизм представляет собой совокупность организационно – правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструменты.

5. Всю сферу отношений, складывающихся в том процессе, можно разграничить на три элемента:

· налоговое планирование;

· налоговое регулирование;

· налоговый контроль.

Одним из важных элементов налогового механизма является налоговое планирование и прогнозирование.

Сфера налогового планирования неоднородна и подразделяется на два вида – бюджетно – налоговое планирование и корпоративное налоговое планирование.

Целью первого вида является обеспечение потребностей бюджета, целью второго – оптимизация налоговых платежей, нахождение законных способов их минимизации. Соответственно различны и задачи налогового планирования.

Налоговое планирование и прогнозирование - особые элементы системы выработки и принятия решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование).

Также основным инструментом государственной налоговой политики является финансовое воздействие на частное предпринимательство с помощью налогового регулирования экономики.

Налоговое регулирование призвано обеспечивать заинтересованность предприятий и населения в экономической активности. Это достигается через величину ставок обложения. Уровень обложения связан, прежде всего, с системой удовлетворения общественных потребностей: если они удовлетворяются через общегосударственные денежные фонды, формируемые за счет налоговых поступлений, то уровень обложения выше, и если система удовлетворения общественных потребностей ориентирована на личные доходы населения или на средства предприятий, то уровень обложения будет ниже.

Налоговый контроль это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.

Налоговой контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект; в) предмет; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

Содержание каждого из перечисленных элементов налогового контроля заложено в следующих вопросах:

1) что проверяют, обозначает субъект контроля;

2) кого проверяют — объект контроля;

3) что проверяется — предмет контроля;

4) для чего проверяется— цель контроля;

5) как проверяется — методы контроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Налоговая политика как составная часть, экономической, финансовой и фискальной политики государства.

2. Взаимосвязь налоговой политики с особенностями развития экономики.

3. Формирование налоговой политики в Казахстане.

4. Цели и задачи налоговой политики. Типы налоговой политики и их взаимосвязь с моделями развития рыночной экономики.

5. Роль налоговой политики в реализации приоритетных направлений экономической политики государства.

6. Современная налоговая политика Казахстана и оценка её эффективности.

Рекомендуемая литература

1. Мельников В.Д. Финансы. Учебник.-Алматы: ТОО «Print-S», 2011 год.

2. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011

3. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О. В. Качур. - М.: КНОРУС, 2007.

4. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: