Гимнастика Мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения, которые мы используем с нашими учениками в Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетике) для улучшения учения на уровне работы целостного мозга. Эти упражнения помогают облегчить все виды учения и, особенно, — в усвоении учебных навыков.
Слово "Образовательная" заимствовано из латинского "Educare" и означает "вытягивать" (воспитывать). Слово "Кинесиология" от греческого корня "Kinesis" - "Движение" означает учение о движении тела человека. Образовательная Кинесиология — это система, помогающая обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле.
Для преодоления учебной неуспеваемости педагоги создают программы, направленные на повышение мотивации, увлеченности, на подкрепление, тренировку и "запечатление" учения. Такие программы до определенной степени оказываются эффективными, тем не менее почему же одни учащиеся преуспевают очень хорошо, а другие нет? Некоторые дети, как выявляет Образовательная Кинесиология, стараются настолько чрезмерно, что "отключают" механизмы интеграции мозга, необходимые для полноценного учения. Информация поступает в задние отделы мозга человека и "живет" там в форме "запечатления". Далее она проходит в его передние отделы и получает форму "выражения". Однако информация не всегда может быть доступна передним отделам мозга, и тогда неспособность выразить то, что было заучено, ведет ученика к синдрому неуспешности.
Решение проблемы неуспешности, как свидетельствуют исследования по Образовательной Кинесиологии, состоит в том, чтобы использовать работу целостного мозга в процессе учения. Этого можно достигнуть с помощью двигательных процедур переобучения мозга и упражнений Гимнастики Мозга, которые дают возможность задействовать учащимся те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Как только дети обнаруживают каким образом можно одновременно получать информацию и выражать себя, изменения в их учении и поведении часто происходят очень быстро и основательно.
Программа "Образовательная Кинестетика для детей" (1984) обучает процедурам преобразования движений и работы головного мозга. Она может быть предложена каждому человеку, желающему улучшить свою жизнь, повысить качество учения и получить наслаждение от движения. Программа "Гимнастика Мозга" (1989) обучает простым упражнениям, которые оказали лучшее влияние и изменили жизни многих людей с тех пор, как они впервые познакомились с ней. Несмотря на то, что упражнения Гимнастики Мозга могут помочь каждому человеку, молодому или пожилому, для лучшего использования природных возможностей учения и получения наибольшего эффекта, их лучше всего выполнять после процедуры "Латерального переобучения по Деннисону " (изложено в работе "Образовательная Кинестетика для детей").
Многие учителя делают с учащимися все упражнения Гимнастики Мозга. Другие используют их целенаправленно, например, на уроках чтения обращаются к движениям, развивающим навыки чтения. Предложенные в этой книге движения тела модифицированы и адаптированы к потребностям учения в современной, высокотехнологичной культуре. Книга написана так, чтобы люди почувствовали энергию всех этих движений в своей ежедневной деятельности. Наши учащиеся рассказывают о том, что они делают их автоматически, "зная" о том, в каких ситуациях Гимнастика Мозга может принести им пользу.
Безусловно, ни одного человека нельзя заставлять выполнять движения, если он чувствует, что они неестественны для него и создают дискомфорт. Каждый ученик должен работать в рамках своих собственных возможностей. Его надо поощрять и никогда нельзя принуждать к выполнению упражнений.
Когда ученики знакомятся с Гимнастикой Мозга, она обычно нравится им, они просят о ней, обучают упражнениям программы своих друзей и включают ее в свою собственную жизнь без напоминаний и контроля. Опытный учитель, сам наслаждающийся движением, вдохновит и заинтересует учащихся в программе без усилий.
Начальной ступенью образовательной кинезиологии является «Гимнастика мозга», которая способствует естественному развитию личности ребёнка, используя методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела. Каждое из упражнений «Гимнастики мозга» направлено на возбуждение определённого участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личной самореализации, так как уже при формировании начальных знаний подключается механизм интеграции мысли и движения. Важной характеристикой упражнений «Гимнастики мозга» является то, что они оживляют базовый опыт личности (зрительный, слуховой, чувственно – двигательный) и поддерживают развивающие навыки.
Мой опыт использования «Гимнастики мозга» показывает, что она действительно позволяет улучшить память, внимание, слух, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает работоспособность, активизирует интеллектуальные, познавательные и креативные процессы. С помощью «Гимнастики мозга» большая часть препятствий в учении может быть снята, что позволит учащимся ощутить, что учение – естественная, радостная деятельность, дающая возможность усваивать новый опыт, делать его собственным достоянием, реализовывать свои способности и осознавать уникальность своей личности.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Желательно реализовать к/з цикл:
· комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель).
· Перерыв (2 недели).
· комплекс упражнений для развития правого п/ш (6-8 недель).
· Перерыв (2 недели).
· комплекс упражнений для развития левого п/ш (6-8 недель).
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление....................................................................................
ДВИЖЕНИЯ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ТЕЛА
X...................................................................................
Перекрестный шаг.......................................................... 7
Ленивая восьмерка..................................................... 8
Двойные рисунки........................................................... 9
Алфавит восьмерками.................................................... 10
Слон................................................................................. 11
Вращения шеи.................................................................... 12
Рокер.................................................................................... 12
Брюшное дыхание.......................................................... 13
Перекрестный шаг сидя................................................. 13
Энергетизатор.............................................................. 13
Мысль о перекрестке ("X")................................................ 14
УПРАЖНЕНИЯ, РАСТЯГИВАЮЩИЕ МЫШЦЫ ТЕЛА... 15
Сова.................................................................................. 15
Активизация руки.......................................................... 16
Сгибание стопы ног.................................................... 16
Помпа икр ног.............................................................. 16
Гравитационное скольжение......................................... 17
Заземлитель................................................................. 17
УПРАЖНЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭНЕРГИЮ ТЕЛА.... 18
Вода............................................................................... 18
Кнопки Мозга................................................................. 18
Кнопки Земли................................................................. 19
Кнопки баланса..................................................... ….. 19
Кнопки Космоса................................................................. 19
Энергетическая зевота.................................................... 19
Думающий колпак.......................................................... 20
ПОЗЫ, УГЛУБЛЯЮЩИЕ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ.. 21
Крюки.............................................................................. 21
Позитивные точки............................................................. 21
ГИМНАСТИКА МОЗГА НА РАБОТЕ И В ИГРЕ............ 22
Навыки чтения................................................................... 22
Навыки мышления............................................................. 22
Навыки письма............................................................... 23
Навыки самосознания.................................................... 23
Навыки учения................................................................ 24
Личная экология............................................................. 24
СПРАВОЧНИК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И
ПЕДАГОГОВ.................................................................... 25
Привет от полушарий мозга! Мы все отправляемся делать ГИМНАСТИКУ МОЗГА. Несколько минут занятий дают нам высокую умственную энергию на весь день!
Мы ненавидели читать, писать и учиться. Мы целыми днями смотрели телевизор.
Теперь нам нравится учиться и у нас есть энергия на все дела. Если мы "застреваем" в учении, мы знаем, как лучше всего действовать!
Привет, Я — Джоди. Я люблю делать Гимнастику Мозга. Раньше учеба была трудным занятием для меня. У меня были хорошие отметки в школе, однако не оставалось времени на себя. Гимнастика Мозга словно включает "мотор" во мне. Я прямо чувствую, как мои мозги трудятся. Теперь я справляюсь со всеми делами легко!