Направ-ление воздейст-вия | Томаса Смитта (1855) | АИДА (1896) | РАРА | АККА (1911) | АИДМА | ДИБИБА (1953) |
Когнитивное | 1 фаза в первый раз человек смотрит на РО и не воспринимает его | 1 фаза Внимание | 1 фаза Обещание | 1 фаза Внимание | 1 фаза Внимание | 1 фаза определение потребностей и желаний покупателя |
Аффективное | 2 фаза во 20ой раз он задумывается: "Что предложено и какова натурально-вещественная форма рекламного продукта?" | 2 фаза Интерес | 2 фаза Усиление | 2 фаза Восприя-тие аргумен-тов | 2 фаза Интерес | 2 фаза Отождест-вление потребитель-ских нужд с предложе-нием рекламы |
Суггестивное | 3 фаза в 3-й раз он явно озабочен возможностью приобрести рекламный товар | 3 фаза Желание | 3 фаза Доказа-тельство | 3 фаза Убежде-ние | 3 фаза Желание | 3 фаза Подталки-вание покупателя к необходи-мым выводам о покупке |
Конативное | 4 фаза в 4-й раз он вновь обращает внимание на РО, получает импульс на основе внутренней потребности и осознанности качественного потребления товара и приобретает рекламируемый товар | Действие | Действие | Действие | Действие Мотив | Создание благоприят-ной обстановки для покупателя |
ДАГМАР 1961 (обосно-вал америка-нкий рекла-мист Р. Колли) | Шесть рекомендаций Джо Витале | Формула 4 (1967) | Формула 6 | Формула Геллопа | Формула 7 | ВИМЖА (2000) |
1 фаза Узнава-ние марки товара | 1 фаза Внимание целевой аудитории | 1 фаза Осведом-ленность | 1 фаза Понимание сообщения | Внимание | Проблема выбора товара, услуги | Внимание |
2 фаза Ассими-ляция (осведом-ление о качестве товара) | 2 фаза Вызовите интерес, обращаясь к эмоциям потребителя | 2 фаза интерес | 2 фаза Интерпре-тация сообщения | Получение сообщения | Проблема о решении покупки товара Проблема отказа от покупки Реклама начинается с качества товара | Интерес |
3 фаза Убежде-ние – психоло-гическое предрас-положе-ние к покупке | 3 фаза Докажите выполнимость своих действий | 3 фаза Оценка | 3 фаза Один получатель – одно сообщение | Знание фактичес-кого материала РО | Проблема отказа от покупки товара Реклама начинается с качества товара Баллы значимости по РО | Мотивировка желаний |
Источник: Великое таинство рекламы// ЭкстраМ. 1994. 5 нояб.
|
|
Все приведенные рекламные модели можно считать законами креатива, руководством, как достичь заданного эффекта. Остановимся на "ВИМЖЕ".
"ВИМЖА",
где:
"В" — внимание, "И" — интерес, "М" — мотив,
"Ж" — желание, "А" — активность или действие
"В" — внимание.
Рекламное обращение обязано привлечь внимание человека. Сегодня потребитель в среднем знакомится только с четырьмя изо всех объявлений, которые появляются в обычном журнале или газете. Конкуренция за внимание клиента становится с каждым днем все более жестокой.
|
|
Установлено, что наибольшую привлекательность рекламе придает (а, следовательно, и вызывает максимальное внимание) присутствие женщины, разумеется, красивой, еще лучше — очень красивой. Далее по силе эффекта следуют мужчины, дети, затем животные, особенно домашние. Довольно сильно действуют реалистичные фотографии в печатной рекламе. Рисунки, абстрактные произведения заставляют покупать значительно хуже.
Большое внимание вызывает и изображение красивой и счастливой семьи на фоне рекламируемого товара. Если вы хотите привлечь внимание женской аудитории, можете расположить фотографию ребенка (такие фотографии привлекают внимание женщин в 2 раза чаще, чем фотографии семей).
Важно, чтобы персонажи были выразительны и вызывали положительные эмоции, чтобы в их внешности, поведении была некая недосказанность, побуждающая додумывать, воображать, мысленно достраивать сюжет.
Некоторые режиссеры блестяще используют в своих спектаклях полупрозрачный занавес и световое затемнение (например, для интимных сцен). Звуковое сопровождение при этом не приглушается. Подключающееся воображение публики позволяет добиться особенного, индивидуального для каждого зрителя эффекта. Оскар Уайльд потрясающе убедительно прокомментировал это так: "Искусство, как зеркало, отражает того, кто в него смотримся, а не художника".
Эффективно действуют парадоксальность, юмор, личное обращение, необычность, оригинальность сюжета. Не убедительно проходят изображения массовых сцен и производства.
Отрицательные эмоции обладают очень сильным эффектом внимания. Но использовать их нужно довольно осторожно, так как они подсознательно могут дать прямо противоположный эффект и вызвать нежелание покупать товар.
"И" — интерес
Любой интерес напрямую связан с нашими личными целями. Если потребитель понимает, что с помощью рекламируемого товара он решит свои проблемы, интерес обязательно появится. Для усиления интереса нужно, чтобы реклама вызывала положительные эмоции, приносила эмоциональное и психологическое раскрепощение, улучшала настроение. Воодушевление, по мнению специалистов, помогает людям легче расставаться с собственными деньгами.
Исследования ученых также показали, что наибольший интерес у человека возникает не тогда, когда он сталкивается с чем-то абсолютно новым, а тогда, когда он узнает новое об уже известном ему предмете. В этом смысл долговременных или сериальных рекламных сообщений.
Проверьте себя. Когда вы с большей вероятностью проявите интерес к телевизионному рекламному ролику — когда сюжет будет связан с неизвестным для вас синхрофазотроном или когда вы увидите новую юмористическую сценку со знакомыми персонажами, например из рекламы шоколада "Шок"?
Вызвать интерес можно и с помощью интриги. Например, написать на конверте с прямой адресной рекламой: "Предложение действует только 10 дней, немедленно вскрывайте!" или "Не вскрывать до 31 декабря 2002 года!".
"М" – мотив
Каждый человек чего-то хочет, постоянно чего-то добивается. У него могут быть сформулированные подсознательные неудовлетворенные желания (мотивы), которые определяют все его поведение и характер действий.
Задачей эффективной рекламы как раз и является умение понять и "зацепить" мотивы клиента, связанные с рекламируемым продуктом. Неверно определенная мотивация может служить причиной неудач не только в составлении рекламного обращения, но и в технике ведения переговоров с клиентом.
Выделим три типа мотивов.
Рациональные мотивы соотносимы с личной выгодой. Используя подобные мотивы, можно показать, что товар обеспечит обещанные преимущества.
|
|
Эмоциональные мотивы обращены к чувствам. Можно использовать мотивы опасения, страха, вины с целью заставить людей делать необходимое (ежедневно чистить зубы, проходить диспансеризацию, регулярно посещать дантиста) или отказаться от вредных привычек (злоупотреблять лекарствами, алкоголем, бросить курить). При этом важно сохранять чувство меры: если нагнетать много страха, аудитория начнет психологически блокировать эту рекламу.
Нравственные мотивы обращены к чувству справедливости, порядочности аудитории. Ими активно пользуется социальная реклама. Нравственные мотивы могут побудить людей поддерживать общественные движения (оздоровление окружающей среды, помощь обездоленным, защита культурных ценностей). Применительно к обыденной рекламе нравственная аргументация используется реже.
На основе принципов сегментации рынка известный специалист-рекламовед Р. Н. Левешко определил потребительские мотивы.
1. Географический, зависящий от расположения региона, численности населения, динамики роста региона, структуры региона, правовых ограничений торговли.
2. Психолографический, зависящий от социального уровня населения, образа жизни, типа личности.
3. Поведенческий, зависящий от мотивации покупки, поиска выгоды, отношения к товару (услуге, идее), информированности о товаре, интенсивности потребления товара.
4. Демографический, зависящий от возраста, состава семьи, этапов жизненного цикла семьи, уровня доходов населения, традиций.
Мотивами покупок обычно бывают следующие:
1) заработать деньги;
2) сэкономить деньги;
3) сберечь время;
4) получить признание;
5) обрести спокойствие; чувство уверенности;
6) получить удобство, комфорт;
7) укрепить здоровье.
Некоторые мотивы являются вполне понятными и определенными. Так, продажа чистой минеральной воды в жаркой пустынной местности опирается на постоянно действующую потребность проживающих там потребителей. Иное дело — продажа той же самой воды, например, в Финляндии, где воды и без того в избытке. Рекламная кампания в этом случае должна опираться на совершенно иные мотивы.
|
|
Представляется весьма продуктивным высказывание главы корпорации, выпускающей продукцию с маркой "Panasonic" г-на Мацусито: "Человек на самом деле не знает, чего ему хочется. Покажите ему вещь, и он будет знать, чего хотеть". Но это уже высший "смак" в рекламе — суггестия, внушение человеку потребностей.
"Ж" – желание
Рекламное предложение убедительно и легко должно вызвать в человеке конкретное желание — купить данный товар. Желание всегда эмоционально окрашено. Сначала оно проявляется в виде неопределенного влечения. Постепенно набирает силу и осознается. Иногда для полного осознания желания требуются время и многократность воздействия рекламы на потребителя (вот почету важна рекламная кампания, а не отдельное разовое объявление).
Если человек не может достигнуть желаемого, у него возникает состояние фрустрации (переживаний, депрессии): "Как не хватает мне для полного счастья именно этого!" Причем чем меньше отрыв между возможностями человека и желанной вещью, тем состояние фрустрации сильнее. При длительном воздействии фрустрации человек перестает критически анализировать ситуацию, ему кажется, что все его жизненные проблемы связаны только с тем, что он не может позволить себе купить данный товар сегодня или на днях.
"А" - активность, действие
Это конечная цель любой рекламы: побудить человека через внимание — интерес — мотивы и желание к конкретному действию — покупке товара. Одного лишь описания товара или услуг явно недостаточно. Потребитель должен точно знать, что ему делать дальше. Активность стимулируют фразы типа: "Скидка действительна только три дня!", или "Позвоните нам немедленно!", или "Вырежьте этот купон и отправьте по адресу!". Важно только всегда помнить о принципе контраста: не впадать в банальности и не использовать набившие оскомины фразы; делать свое рекламное обращение не похожим на массовую продукцию конкурентов, генерировать и воплощать оригинальные идеи и разработки.
В рекламном агентстве, как правило, творческий отдел разрабатывает рекламные стратегии и создает рекламные обращения. В состав отдела входят руководители рекламных проектов (редакторы), креаторы, копирайтеры (текстовики), художники, дизайнеры, видеооператоры, монтажеры и др.
Руководитель рекламного проекта разрабатывает рекламные стратегии и идеи рекламных обращений. На него и под его непосредственным руководством работают креаторы, копирайтеры, художники, дизайнеры, видеооператоры и т. д.
Для некоторых людей сочетание "организация творчества" представляется словесным парадоксом. Они уверены, что творчество возможно только при отсутствии внешних ограничений. Однако руководство рекламного агентства должно учитывать то,как люди работают совместно и каков характер назначенийна выполнение работ, выполняемых в агентстве. Мудрейшие менеджеры агентств умеют проявлять организационную гибкость, но непреклонны в отношении качества и сроков. Поэтому управление творчеством является гибким по организации, но жестким в отношении качества и контроля сроков.
Таким образом, творческий подход в рекламе включает: правильный выбор побудительных мотивов, выбор замысла рекламного обращения (идеи и ее воплощения), выбор зрительных элементов, графика и дизайн, творческое производство рекламного продукта, правильный выбор рекламоносителей, разработка творческой стратегии.
Перенасыщенность в настоящее время информационного поля рекламными посланиями заставляет креаторов постоянно искать новые формы воздействия на аудиторию. Однако может оказаться, что наиболее выигрышным ходом окажется возвращение к русской литературной классике.
Примеры парадоксальной рекламы.
Господа Антипов и Усманов образовали в Эстонии свою фирму и за два месяца увеличили свой товарооборот в шесть раз — показатель для Эстонии беспрецедентный. Этому способствовало название фирмы. В первый месяц работы бизнесмены подписали контракт с бельгийским представительством фирмы Panasonic о поставке в Эстонию телекоммуникационной техники с большими дилерскими скидками. Президент представительства, взглянув на фирменный бланк, подписал все документы и пожал новым партнерам руки со словами: "Я уважаю деловых людей с хорошим чувством юмора". Смеялись и все последующие партнеры, а смеясь, подписывали деловые бумаги. Когда в эстонской прессе появилась реклама "Добро пожаловать в (название фирмы)!", в центральном офисе фирмы стали раздаваться телефонные звонки, бизнесменам объясняли, какие ассоциации вызывает название их фирмы. Сначала они начали готовить документы на перерегистрацию, а клиенты все шли и шли. Тогда решили оставить все как есть. Смешное объявление было предметом оживленных обменов мнениями. Совсем маленькая рекламная кампания дала потрясающий эффект. А название фирмы, было "AnUs" (по две первых буквы из фамилии партнеров). По-латыни " anus " — это конечное отверстие пищеварительного канала.
Другой пример. Одна западная компания дала объявление, что ей требуется "деловой, общительный специалист по торговым операциям". На него не откликнулась ни одна душа. После публикации повторного объявления, в котором говорилось, что компании требуется "неподъемный лентяй с полным отсутствием деловой хватки для выполнения скучной обязаловки" немедленно откликнулись и подали заявления с просьбой принять на работу 150 человек.
Чтобы реклама помогала, а не мешала формированию и развитию российского рекламного рынка, необходимо соблюдение следующих условий:
• необходимость сближения целей и задач рекламного дела и прав потребителей, так как оба, если верно понимается их суть, защищают общее благо людей — будь то их жизнь, имущество или определенные потребности. Ассоциации рекламистов и Общества защиты прав потребителей должны найти дорогу к взаимопониманию и постоянному сотрудничеству;
• необходимость проведения грамотного социального маркетинга и учет его результатов при планировании и проведении рекламных кампаний;
• привлечение к разработке рекламных идей, программ и кампаний специалистов, одинаково хорошо знающих специфику рекламного дела и предпринимательства. Без этого реклама будет серой и неэффективной.
Рассмотрим понятие рекламной личности. "Рекламная личность"— это понятие, пока не очень широко используемое в теории и практике рекламы, но всегда подразумеваемое при поиске рекламной идеи, при создании слогана, товарной марки, рекламного обращения. Чаще всего в коммерческой рекламе используется сильно упрощенная, ординарная модель личности, которая имеет одну, но весьма острую жизненную проблему. При этом задача рекламного мышления состоит в том, чтобы в результате рекламной коммуникации обеспечить продвижение рекламной личности от одного психологического состояния — озабоченности, к другому состоянию — комфорта с наиболее убедительным для зрителя информационным сопровождением. Рекламная личность, вырастающая из потребностей коммерческой рекламы, — это ординарная, во многом упрощенная модель личности, вызывающая справедливую критику. Это принципиально одномерная личность, чуждая многообразному и сложно-противоречивому миру. Но эта личность, порожденная не просто убогой фантазией рекламодателя и рекламиста, но запрограммированная суровыми правилами рекламной саморегуляции. Таким образом, получается, что каждый из нас, покупателей, кто стал действовать в жизни по правилам коммерческой, политической или иной рекламы, становится, хочет он этого или нет, рекламной личностью. Он — реальная рекламная личность, поскольку разделяет с идеальной рекламной личностью те ценности и требования, которые свойственны последней. Это одна из социальных ролей человека, живущего в условиях массового общества, постиндустриальной цивилизации, не могущей существовать без постоянных инноваций, в том числе системных.
Целесообразная деятельность рекламного мышления является сильнейшим стимулом для проявления и осуществления двух основных видов мыследеятельности: проективной и продуктивной силы, воображения и силы системной самоорганизации.
В чем состоит проективная и продуктивная сила воображения? Как подсказывает этимологическая мудрость рус ского языка, воображение — это вхождение мыследея-тельности в особую фазу порождения образа из мыслительного материала. Что здесь особенного, чем образ лучше мысли?
Еще древнегреческий философ Платон уяснил для себя, что мир мысли, включая его главный элемент — идею, — это эфемерный, особый, виртуальный мир. Поэтому можно сказать так: не будь у мышления такой способности, как воображение, проявляющей свою силу и проективно, т. е. ориентируясь на будущее, и продуктивно, мышление выступало бы только интеллектуальной забавой, далекой от жизни.
Теперь о системной самоорганизации. Образность как таковая, естественно, предполагает системную организацию, поскольку образ при всей его однородности — весьма сложное явление. К примеру, образ мысли покупателя, находящегося в окружении множества товаров, среди которых ему предлагают выбрать только этот конкретный товар и никакой другой. Трудно придумать что-либо сложнее, но рекламное мышление с этой задачей справляется с помощью слогана, переводящего образ товара, предлагаемого в качестве выбора из множества похожих товаров.
Несмотря на всю, так сказать, телеологическую дисциплину и целевую (ценностную) иерархию, которую устанавливает дерево целей (характеристика, широко используемая в теории управления), в образной системе часто возникают экстремальные ситуации, когда "одноранговые приоритеты" начинают заявлять свои права. Среди них начинается телеологическая война, которая имеет только одно правило — все они "одного поля ягоды". Что это значит? На одном поле водится земляника с брусникой, черникой и костяникой, а на другом, кроме двух последних, — морошка с клюквой и т. д.
Образ начинает разваливаться на глазах, превращаясь в хаос неупорядоченных форм мыследеятельности. Есть тут выход?
Обязательно есть. Он состоит в подпитке системы рекламного образа от больших систем мира образов, уже хорошо освоенных в истории рекламы и поддерживаемых как системой саморегуляции рекламы (рекламным сообществом), так и системой законодательства в области рекламы. Рекламное мышление начинает действовать в обычном режиме.
Посмотрим теперь, как процесс интеграции образной системы проявляется на уровне "рекламных картин мира".
"Рекламная картина мира" показывает смысловое пространство действий субъектов рекламного процесса и задает его типологию, отводя место для действия каждой рекламной личности. Но это становится возможным при выполнении одного принципиального условия: если структура рекламной картины мира не противоречит структуре нравственной картины мира и имеет общие смысловые поля со структурой научной картины мира. Это необходимое требование, образующее философию подхода к обсуждаемому предмету.
Существует четыре модели рекламных картин мира. Основаниями для моделирования выступают понятийный аппарат рекламиста, его социальная и профессиональная роль, связанные с особенностями рекламного труда.
В первой из них, технологической, структура рекламной картины мира включает следующие виды рекламного Воздействия:
а) рекламное информирование;
б) организация позитивного общественного мнения;
в) содействие сбыту;
г) средства создания долговременных предпочтений к товару путем организации прямых связей с потребителями.
Данная классификация многого не учитывает, но несет рациональное зерно: рекламная картина мира — это рекламный процесс в действии.
Вторая модель рекламной картины мира, системная, складывается "из круговой информации", но не учитывает фонового знания, присущего как адресату, так и адресату рекламного обращения: контекста, "подтекста" и "затекста". Рекламная картина мира должна объединять потребителя с рекламистом, ставить их в единое смысловое поле. Но роли у каждого будут свои, т. е. разные.
Третья модель рекламной картины мира, стереотипная, — излишне прагматичная. Здесь работают со сложившимися стереотипами потребителей, вырабатывая приемы, которые именно за счет смены стереотипов развенчивают мифы, связанные с рекламной деятельностью, добиваясь позитивного отношения к рекламируемому объекту со стороны потребителя.
Структура рекламной картины мира "повторяет" рекламный процесс, соответствует смысловому содержанию, социально-коммуникативной и информативной направленности этого процесса. Структура складывается из ценностных ориентации и профессиональных, гражданских, потребительских притязаний всех участников рекламного процесса. Иначе это будет информационным насилием рекламной индустрии над населением. Так происходит там и тогда, где и когда слаба социально-культурная регуляция рекламной деятельности. Любое рекламное послание должно создаваться с чувством ответственности перед обществом и отвечать принципам добросовестной конкуренции.
Рекламная картина мира является интегральным образованием, распространяющимся на весь рекламный процесс. Потребитель является важнейшим действующим лицом, поскольку он — носитель национально-страновой и общей, в том числе рекламной, культуры. Потребитель ориентирован на целостное восприятие мира — четвертая модель рекламной картины мира. Именно гражданин, как потребитель рекламы, понимает, что только вследствие смысловой однородности рекламной картины с научной картиной мира и ценностей, сочетаемости ее с нравственной картиной мира она становится эффективной и социально правдивой. Один из известнейших предпринимателей — "табачный король" Цино Давидофф как-то сказал: "Я никогда не занимался маркетингом. Я лишь не переставал любить своих клиентов".
Научная картина мира имеет системную целостность, что позволяет и рекламе, и науке, и нравственности обеспечить устойчивое развитие, тогда как мышление — это достаточно стихийная, непостоянная материя (вдохновения, озарения, тоска и т. д.). Научная, точнее, естественно-научная картина мира — это "целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате общения и синтеза, основных естественно-научных понятий и принципов". Главное отличие научной картины мира состоит в том, что она строится на основе фундаментальной теории. В структуре научной картины мира выделяют три компонента: концептуальный, чувственно-образный, системно-качественный. Благодаря тому, что научное знание притязает объяснить всю природу, мы имеем современную научную картину мира.
Трехкомпонентная структура характерна и для других картин мира — нравственной и рекламной.
Нас интересует устойчивость и перспективность, типологическая определенность именно рекламной картины мира.
Поскольку рекламный процесс всегда пользуется знанием, причем знанием не простым, а проверяемым и подтверждаемым практикой, то у рекламной картины мира с картиной мира научной есть смысловая однородность.
Для хорошего устройства мира рекламы необходимо познать мир природы и человека, а чтобы вести научные исследования, надо знать и умело использовать законы рекламы. Теория рекламы не может существовать без теорий информации, коммуникации, аудиовизуального восприятия и теории массового поведения, а поэтому негоже рекламоведам наряду с журналистами, занимающими тенденциозные социально-критические позиции, оставаться на точке зрения, что реклама — это ложь, выгодная производителю.
Нравственная картина мира рекламы состоит из дискуссии о правде и смысле жизни, о том, что такое моральная личность, добрая и честно выполняющая свой человеческий долг. Этот спор открывает другую ипостась нравственной картины мира, которая включает в себя три компонента: добро, долг, человечность.
Владимир Филиппов, вице-президент PAPA, академик Российской академии рекламы, президент рекламного агентства "Аврора" считает: "Бойтесь ярких идей. Львиная доля плохой рекламы рождается из-за того, что заказчик хочет сэкономить на креативе". Для "добычи" креатива рекламодатели обычно объявляют конкурс среди агентств. По мнению В. Филиппова, этот конкурс объявляют не для того, чтобы выбрать себе партнера, а для того, чтобы использовать хорошие мозги и получить идеи. В результате рекламодатели получают голый набор идей, за которыми ничего не стоит. В конкурсе, как правило, выигрывают наиболее яркие, неожиданные ходы. Но насколько эти ходы верны для достижения поставленной цели, бывает сложно ответить.
В заключение необходимо отметить, что реклама (и конечно, ее креатив) должны соответствовать требованиям Федерального закона "О рекламе" и нормам и правилам рекламного кодекса России.