Стили и формы делового общения

Под стилем общения обычно понимается форма коммуникации, в основе которой проявляется тот или иной способ воздействия на собеседника. Определяют два стиля общения:

· авторитарный;

· демократический;

Данные стили общения основываются на типологии индивидуальных стилей руководства, разработанной еще в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890–1947). В ней выделены три ведущих стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный («попустительский»).

Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (или попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выборе методов управления.

В авторитарном стиле общения следует выделить, прежде всего, ролевой подход к достижению коммуникативных целей, при котором ведущий открыто показывает свое превосходство. В таком стиле общения проявляются командные (должностные) установки, что часто порождает открытые или скрытые конфликты, неудовлетворенность общением, а порой и грубость во взаимоотношениях, хотя цель коммуникации может быть достигнута. Авторитарный стиль в деловом общении гасит у подчиненных желание развиваться, сковывает самостоятельность их суждений, формирует неуверенность в своих возможностях.

Живучесть авторитарного общения объясняется, прежде всего, тем обстоятельством, что оно легче, чем демократическое, так как основано на беспрекословном подчинении и не требует глубокого анализа ситуации, поиска и нахождения взаимоприемлемого решения. Такой стиль общения доставляет порой человеку удовлетворение от власти над собеседником (чувство упоения властью), видимостью быстрого разрешения противоречий путем подавления мнения или предложения реципиента. Авторитарное общение наиболее типично для административно-командной системы, для лиц с завышенной самооценкой и низкой общей культурой.

Демократическое общение, лежит в основе сотрудничества. Для этого необходимо строить общение на относительной паритетности руководителя и подчиненного, на умении слушать и понимать друг друга, допустимости плюрализма мнений, а порой и компромиссов.

Основным различием между этими стилями коммуникации является характер отношений и установок, возникающий у говорящего по отношению к слушающему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: