Проведение выступления

Если выступление происходит в зале, где есть трибуна, то задача выступающего несколько облегчается. Трибуна скрывает от слушателей позу, движение ногами и руками, дает некоторые другие преимущества. Наряду с этим она несколько ограничивает свободу передвижения перед аудиторией, жест, мимику, придает выступлениям оттенок официальности и, в какой-то мере, лишает его непосредственности.

В том случае, если трибуна отсутствует, выступающий должен определить место своего расположения перед слушателями, исходя из сложившихся условий. При этом надо стараться держаться перед аудиторией примерно посередине, не смещаясь сильно вправо или влево. Расстояние до передних рядов слушающих должно быть 2-3 метра. Если в аудитории есть сцена, но слушателей слишком мало, не следует говорить со сцены: это может произвести на сидящих в зале несколько комичное впечатление.

Необходимо сохранить во время выступления естественность и раскованность, но в то же время придерживайтесь определенных этических и эстетических рамок. Вот некоторые вредные привычки, которыми чаще всего «грешат» выступающие: наваливание всем телом на трибуну или, наоборот, нахождение в стойке «смирно»; чрезмерно оживленная жестикуляция; засорение словами-паразитами; расхаживание по сцене в режиме маятника; сгорбленность; утрата контроля за руками, которые так и норовят забраться в волосы или карманы; громогласное откашливание; ненужные манипуляции с очками или другими предметами, отвлекающими внимание слушателей; бегающий взгляд; созерцание потолка или пейзажа в окне; использование речевых вульгаризмов, диалектных слов или специального жаргона и т.д.

Надо также оптимизировать во время выступления силуи тембр голоса. Это особенно необходимо при выступлении с микрофоном, который несколько искажает голос и требует отработанных навыков. Не рассматривая возможных вариантов ошибок в выборе силы и тембра голоса, отметим, что очень важно, особенно в начале выступления, следить за реакцией слушателей и по ней стремиться вовремя откорректировать форму подачи материала.

«У кого большой ум, тому надо еще больше ума, чтобы управлять этим умом», – гласит английская пословица. Выступающий, как правило, при прочих равных условиях имеет по сравнению со слушателями преимущество в подготовленности, потому что он готовится специально. Кроме того, состав слушателей по уровню интеллекта, образования, восприимчивости может оказаться неоднородным. Поэтому, дозируя темп речи и другие элементы при подаче материала, лучше ориентироваться на некоторого среднего слушателя и помнить, что ход мысли примерно в четыре раза опережает скорость устной речи. Даже если выступление во всех отношениях построено мастерски, через некоторое время у слушателей может наступить информационная, эмоциональная или физическая усталость. Поэтому надо периодически предпринимать специальные меры для того, чтобы взбодрить аудиторию и привлечь ее внимание к излагаемым проблемам. Практика показывает, примитивные призывы к аудитории не отвлекаться, слушать докладчика внимательнее и даже постукивание ведущего карандашом по графину с водой не достигают эффекта. Вместо них рекомендуется использовать следующие приемы:

· юмор;

· приведение каких-то ярких примеров или курьезных случаев, иллюстрирующих излагаемый вопрос;

· рассказ об интересных фактах, имеющих отношение к излагаемому вопросу, из жизни известных людей;

· переключение изложения с логических на эмоциональные аспекты и наоборот;

· постановка активизирующих вопросов;

· показ диапозитивов, кино-, видео- и звуковых сюжетов.

Практика свидетельствует, что одним из слабых мест при проведении выступления является неумение правильно закончить его. В числе наиболее часто встречающихся ошибок такого рода можно назвать следующие:

1) выступающий утрачивает ощущение времени, выбивается из регламента и, получив напоминание от ведущего, вынужден скомкать завершающую часть;

2) вместо логической концовки выступление просто обрывается на том или ином месте;

3) не зная, чем закончить, выступающий «под занавес» затрагивает мало относящиеся к основной части вопросы или ограничивается призывами, лозунгами общего характера, не обоснованными основной частью выступления;

4) критический анализ, содержащийся в основной части выступления, не развивается в конструктивный материал о том, что и как надо сделать для улучшения положения, и когда заключение бывает выдержано в мрачно-бесперспективном духе, оно создает у слушателей ощущение безысходности;

5) неудачный юмор выступающего, типа: «Я, наверное, утомил вас своим выступлением, и к тому же мне не хватило времени, поэтому заканчиваю».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: