Проведение предэкзаменационных испытаний

Важным этапов подготовки к экзаменам является проведение консультаций. Предэкзаменационная консультация, проводимая для всей группы, методически разделяется на две части. Первая из них условно может быть названа организационной, вторая - содержательной.

В организационной части:

а) разъясняется порядок проведения экзамена (доводятся до курсантов очередность прибытия на экзамен, процедура получения билета, требования к дисциплине в экзаменационной аудитории, методика подготовки к ответу на билет— это время подготовки, как и чем, пользоваться и т.д.);

б) доводятся требования, предъявляемые к содержанию и форме ответов, указываются наиболее типичные ошибки

в) советы относительно подготовки к экзамену в дни, отведенные для этого. Тут следует разъяснить, каким учебником лучше всего пользоваться, какую литературу изучить, на что обратить особое внимание, по какой системе вести повторение материала и т. д. Не будет лишним, если преподаватель даст курсантам советы относительно рационального режима работы, оптимального сочетания труда и отдыха.

В содержательной части консультации необходимо:

а) помочь группе осмыслить то новое в науке и социальной практике, что появилось после изучения той или иной темы или всей дисциплины;

б) обратить особое внимание на проблемы, которые чаще всего вызывают у курсантов затруднения, не превращая, однако, консультации в обзорною лекцию;

в) ответить на вопросы курсантов. Ответы должны быть краткими, недопустим путь «натаскивания», то есть разъяснения всех подряд экзаменационных вопросов. По сложным вопросам можно дать план ответа.

Если позволяет время, то лучше посвятить решению всех проблем две отдельные консультации. На первой обсудить общие вопросы подготовки и проведения экзамена, а на второй разъяснить наиболее сложный материал и ответить на вопросы курсантов. Следует предусмотреть возможность и индивидуальных консультаций. Они специально не планируются, а организуются по мере надобности. На них преподаватель может намечать и предлагать отдельным курсантам персональные программы изучения определенных тем.

Консультация – активная форма учебной деятельности курсанта в высшем учебном заведении. На консультациях преподаватели непосредственно помогают курсантам в решении трудных вопросов их учебной деятельности. Консультации проводят систематически в соответствии с расписанием кафедры, по особому расписанию – перед зачетно- экзаменационной сессией, по определенной теме или в период подготовки к семинару.

Курсант должен приходить на консультацию только в том случае, если он самостоятельно ознакомился с изучаемой темой. Иногда бывает, что студенты приходят на консультацию для того, чтобы выяснить те положения, которые достаточно хорошо изложены в учебниках и учебных пособиях. Преподавателю сразу видно – эти студенты учебника и рекомендуемой литературы не читали. В этом случае любой преподаватель может отказать студенту в консультации и предложить ему сначала ознакомиться с программным материалом.

При чтении литературы, подготовке конспекта, выступления или в период подготовки к экзаменам у студентов может возникнуть собственное мнение по некоторым вопросам. Естественно желание курсанта заранее получить совет, квалифицированную оценку своих заключений. Консультации помогают курсантам не только уточнить отдельные вопросы. Они являются важным фактором дальнейшего совершенствования учебного процесса, поскольку по самой постановке вопросов преподаватель может судить и качестве преподавания данной учебной дисциплины, выяснить недостатки лекций – слабые места, пробелы и др.

К консультации следует готовиться. Просто так приходить на консультацию, чтобы что-нибудь получить – бесполезно. Бывает так, что студент является на консультацию, совершенно не зная, о чем спросить преподавателя, существует очень простой критерий, позволяющий узнать, усваивает студент курс или нет. Если у курсанта возникают недоуменные вопросы по изучаемому материалу, то это говорит о том, что курсант усваивает предмет. Поэтому преподаватели любят, когда их спрашивают – это самое верное доказательство того, что студент хочет понять изучаемый учебный материал.

При подготовке к консультациям необходимо заранее на листочке бумаги или в конспекте отметить все те вопросы, которые необходимо задать преподавателю.

Консультации обычно проводят в форме вопросов и ответов.

Однако часто они перерастают в интересную, увлекательную беседу, а иногда в дискуссию. Все зависит от степени подготовленности курсантов и остроты поставленных перед преподавателем вопросов. Участие курсантов в консультациях не только помогает и выяснить какие-то конкретные вопросы, но и способствует развитию мышления, закреплению материала и более глубокому его пониманию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: