В какой бы форме ни проводился экзамен, он должен завершиться оценкой знании по четырехбалльной системе, которая объявляется курсанту сразу после ответа. Оценка знаний -это наиболее ответственный этап экзамена, вызывающий, как правило, больше всего затруднений у преподавателя. Она имеет государственное значение. Для самого курсанта -материальное и моральное значение. По оценкам судят о способностях человека, их принимают во внимание при решении кадровых вопросов. Поэтому оценки должны опираться на строго объективные критерии, быть научно обоснованными и обязательными для всех преподавателей. Принцип единства требований предписывает, чтобы один и тот же уровень знаний умений и навыков оценивался преподавателями одинаково.
Полной объективности при оценке знаний курсанта достичь, очевидно, невозможно. На объективность оценки влияет многое: уровень теоретической подготовки преподавателя, его педагогический опыт, личное отношение к курсанту, физическое самочувствие, настроение и т.д.
|
|
Чтобы свести к минимуму проявления субъективизма, целесообразной рекомендовать обучаемым и учитывать самому преподавателю требования к ответу на экзамене по дисциплине.
Это:
Ø изложение сущности той или иной научной проблемы, ее позитивный анализ с точки зрения различных школ;
Ø знание основных классических текстов по теме, умение применять их положения к анализу обсуждаемой проблемы;
Ø умение применять основные принципы, законы, категории и положения науки к анализу общественной жизни, проблем своей профессии;
Ø умение критически анализировать альтернативные концепции, извлекая при этом из них рациональные зерна.
Данные требования легли в основу действовавших многие годы критериев оценок по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам наукам. Наличие таких критериев несомненно полезно. Завышение и занижение оценок отрицательно сказываются на воспитательной функции экзамена. Незаслуженная оценка поощряет полузнание, вызывает у курсантов завышенную самооценку своих знаний и способностей, создает ложное представление об истинном положении дел в учебной группе или Вузе в целом.
Сталкиваясь же с чрезмерно высокими требованиями, придирчивостью преподавателя, слушатель теряет веру в свои силы и возможность хорошего овладения дисциплиной. Недооценка знаний вызывает равнодушие и пассивность в последующей работе.
Как показывает опыт, излишне требовательные преподаватели, равно как и "добренькие", не пользуются у курсантов истинным авторитетом и уважением. Только справедливо и заслуженно поставленная оценка вызывает у преподавателя и курсанта чувство удовлетворения, способствует установлению деловых отношений между ними, служит основой действительно прочного авторитета преподавателя.
|
|
Оценка знаний курсантов является нелегким делом. Она в значительной мере зависит от педагогической зрелости, культуры, заинтересованности преподавателя. Педагог несет персональную ответственность за объективность оценки. Выставленные курсанту оценки пересмотру не подлежат. В этих условиях особое значение приобретает единство требований преподавателей. Оно должно вырабатываться кафедрой в процессе подготовки к экзаменам, обсуждения порядка и методики проведения экзамена, разработки и утверждения билетов. Имеет смысл взаимное посещение экзаменов преподавателями, особенно желательно это для молодых педагогов, впервые принимающих экзамены.
Ход и результаты экзаменов должны быть предметом самого тщательного анализа и обсуждения на заседании кафедры. Особое внимание при этом следует уделить выводам и заключениям, нацеленным на дальнейшее совершенствование преподавания дисциплин, прочное усвоение ее основных теоретических проблем и методологического значения.
1.Оценка «отлично» выставляется если:
- курсант глубоко и всесторонне усвоил программный материал;
- уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;
- опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью военного врача;
- умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи и предложения;
- делает научно обоснованные выводы и обобщения;
- свободно владеет философским категориальным аппаратом.
2. Оценка «хорошо» выставляется если:
- курсант твердо усвоил программный материал, грамотно и по существу излагает его, опираясь на знания основной литературы;
- не допускает существенных неточностей;
- увязывает усвоенные знания с практической деятельностью военного врача;
- аргументирует научные положения;
- делает выводы и обобщения;
- владеет системой философских категорий.
3. Оценка «удовлетворительно» выставляется если:
- курсант усвоил только программный материал, по существу его излагает, опираясь на знания только основной литературы;
- испытывает затруднения в практическом применении философских знаний;
- слабо аргументирует научные положения;
- затрудняется в формулировании выводов и обобщений;
- в основном владеет философским категориальным аппаратом.
4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется если:
- курсант не усвоил значительной части программного материала;
- допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении теоретических и практических профессиональных проблем;
- испытывает трудности в практическом применении знаний;
- не может аргументировать научные положения;
- не формулирует выводов и обобщений;
- не владеет системой философских категорий. Оценка выставляется по четырех балльной системе и объявляется экзаменуемым по окончании экзамена.
В основе оценки знаний сдающих экзамен по учебной дисциплине лежат следующие основные требования:
- высокий уровень знаний теоретического содержания
мировой и отечественной философии, ее главных проблем, а
также основных этапов развития философии в объеме учебной программы;
- глубокое знание теоретического содержания мировоззренческого и методологического значения рекомендованных к изучению философских текстов выдающихся философов;
- понимание основных функций философии в их единстве и умение применять философские знания к анализу естественно - научных, медицинских и социальных проблем;
- умение логически стройно и аргументировано излагать
содержание философских положений в органической связи с
конкретно-научным материалом, фактами истории и современной общественной жизни;
|
|
- знание основных направлений современной западной
и восточной философии, умение критически анализировать альтернативные философские, религиозные и научные концепции;
- умение ориентироваться в философских проблемах
естествознания и медицины, творческое применение к ним содержания философии в качестве методологии научного военно-медицинского познания.
Определяющими критериальными факторами оценки ответов являются: полнота знаний предмета в целом, в том числе рекомендованных философских текстов; глубина знаний и аргументированность ответов; ориентация в философской проблематике медицинской теории и практики, проявление творческого подхода.
К влияющим факторам оценки ответов относятся: отношение курсанта к учебным обязанностям (посещение лекций, семинаров и т. д.); практическое применение философских знаний в научно-исследовательской работе.