Форма протокола. Название карточки, а также вопросы и возражения экспериментатора Исключаемый предмет Объяснения испытуемого

Название карточки, а также вопросы и возражения экспериментатора Исключаемый предмет Объяснения испытуемого
     

Если ответ неправилен и экспериментатор задает наводящий вопрос, то записываются и вопрос, и ответ испытуемого. Методика представляет собой типичный образ моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении. Испытуемый должен найти обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных (т.е. синтезировать) и. выделить один, четвертый, не соответствующий общему понятию (т.е. исключить).

Невозможность решить простые задачи встречается крайне редко (когда испытуемый в связи с очень глубокой степенью слабоумия или расстройством сознания не понимает инструкции). Как правило, исследуемые правильно решают первые три–четыре задачи и начинают ошибаться по мере перехода к более трудным задачам. Степень сложности задач, на которых впервые начинает ошибаться испытуемый, дает некоторое основание для суждения о степени его интеллектуального снижения.

Наряду с выполнимыми заданиями в эту методику можно ввести серию рисунков, где нельзя произвести обобщение. В норме испытуемые в таких случаях либо заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обусловленный формальный ответ, например: «Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из трех, но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее решение: в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедобны». Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных шизофренией.

Методикой исключения предметов можно пользоваться и для повторных проб, но для этого нужно подобрать два или три приблизительно равных по трудности набора карточек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: