1. Какова нормативная база воинской службы?
2. Чем определяются особенности социальной проблематики военнослужащих?
3. Какие социальные проблемы имеются у военнослужащих срочной службы и каковы технологии их разрешения?
4. Каковы основные социальные проблемы лиц, служащих по контракту?
5. Какие технологии социальной работы с военнослужащими-контрактниками вы можете назвать?
Литература
1. Афганистан в нашей судьбе. — М., 1989.
2. «Дсдовщина» в армии //Сборник социологических материалов / Под ред. С.А.Белановского. — М., 1991.
3. Законы Российской Федерации:
«О воинской обязанности и военной службе»;
«О статусе военнослужащих»;
«Об обороне»;
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»;
«О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»;
|
|
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
4. Профориентация н социальная поддержка военнослужащих, уволенных в запас / Под ред. И.В. Стазаевой. — Саратов, 1995.
5. Словарь-справочник по социальной работе. — М., 1997.
6. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей н иных граждан Российской Федерации //Сборник нормативных актов и образцов документов — СПб., 1994.
7. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной защите военнослужащих н членов их семей».
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................... 3
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................................................................................................................. 4
Глава 1. Предмет и задачи курса «Технологии социальной работы»..... 4
§1. Технологический подход — неотъемлемая черта современной социальной деятельности..................................................................................................... 4
§2. Содержание и задача курса «Технологии социальной работы»............... 9
Глава 2. Типологии социальных технологий.......................................... 13
§1. Сущность социальных технологий............................................................ 13
§2. Классификация социальных технологий................................................... 18
§3. Специфика и классификация технологий в социальной работе............. 20
Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы 27
§1. Сущность социальной работы в России.................................................. 27
§2. Технологизация социальной работы......................................................... 32
|
|
Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика 36
§ 1. Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы......................................................................................... 36
§2. Технологическая специфика психолого-ориентированных и комплексных моделей социальной работы......................................................................................... 43
Раздел II. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.......... 52
Глава 5. Социальная диагностика в технологиях социальной работы 52
§1. Общие проблемы и принципы социальной диагностики......................... 52
§2. Технологии социальной диагностики в работе с клиентом.................... 58
Глава 6. Технология социальной экспертизы....................................... 66
§ 1. Понятие социальной экспертизы............................................................ 66
§2. Организационные модели социальной экспертизы.................................. 73
Глава 7. Технологии социального предвидения................................... 82
§1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы....................... 82
§2. Технологии социального прогнозирования................................................ 89
§3. Моделирование социальных отношений и структур............................... 95
Глава 8. Метод групповой работы........................................................... 99
§1. Понятие и назначение метода.................................................................. 99
§2. Организация и этапы содержательной работы.................................. 103
Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе................ 110
§1. Содержательные характеристики социальной коммуникации........... 110
§2. Компетентность общения в коммуникативных профессиях................ 114
Глава 10. Технологии связи с общественностью.................................. 119
§1. Содержание технологий связи с общественностью.............................. 119
Раздел III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................................................... 130
Глава 11. Организационно-управленческие технологии в социальной работе........................................................................................................................... 130
§ 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении..... 130
§2. Технология программно-целевого проектирования................................ 131
Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения........................................................................................................................... 145
§1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы........................................................................................................................ 145
§2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях. 154
Глава 13. Социологические технологии в социальной работе.......... 163
§1. Роль социологического знания в социальной работе............................. 163
§2. Социология личности в социальной работе........................................... 168
Глава 14. Социально-педагогические методы в социальной работе 175
§1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе........................................................................................................................ 175
§2. Педагогические методы и технологии.................................................... 178
Глава 15. Психологические технологии в социальной работе......... 185
§1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий.................................................................... 185
§2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности 192
Глава 16. Технологии медико-социальной работы............................. 200
§1. Основы медико-социальной работы....................................................... 200
§2. Медико-социальная работа в наркологии.............................................. 204
§3. Медико-социальная работа в онкологии................................................ 210
§4. Медико-социальная работа в планировании семьи............................... 215
Раздел IV. КОНКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................................................................................................. 222
|
|
Глава 17. Технологии социальной работы с семьей........................... 222
§1. Сущность социальных проблем современной семьи............................... 222
§2. Технологии социальной работы с семьей............................................... 231
Глава 18. Технологии социальной работы с женщинами.................. 239
§1. Специфика социальных проблем женщин.............................................. 239
§2. Технологии социальной работы с женщинами...................................... 245
Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми............................ 254
§1. Пожилые люди как социальная общность............................................. 254
§2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми............................................................................................................ 263
Глава 20. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.................................................................................................... 271
§1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками..... 271
§2. Психологические механизмы работы с дезадаптированпыми детьми и подростками.................................................................................................. 279
Глава 22. Технологии социальной работы с молодежью..................... 294
§1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика........ 294
§2. Технологии социальной работы с молодежью....................................... 303
Глава 23. Технологии социальной работы с инвалидами.................... 313
§ 1. Содержание понятия инвалидности применительно к современным условиям........................................................................................................................ 313
§2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями........................................................................................................................ 320
Глава 24. Технология социальной работы с мигрантами и беженцами. Социальная работа с национальными меньшинствами........................... 330
§2. Организационные и технологические подходы к социальной работе с мигрантами.................................................................................................... 335
§3. Технология социальной работы с национальными меньшинствами... 341
Глава 25. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями........................................................................................................................... 353
|
|
§1. Специфика социальных проблем военнослужащих................................ 353
§2. Технологии социальной работы с военнослужащими............................ 357
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Редактор Т.Г, Берзина
Корректор Е.А. Морозова
Компьютерная верстка Ю.Е. Климов
Оформление серии Е.А. Доний
ЛР № 070824 от 21.01.93
Подписано и печать 11.12.2000
Формат 60х88/16.. Печать офсетная. Усл. печ. л. 24,5.
Тираж 6000 экз. Заказ № 2809.
Издательский Дом «ИНФРА-М»
127214, Москва, Дмитровское ш., 107.
Тел.: (095) 485-70-63: 485-71-77.
Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44.
E-mail: books@infra-m.ru
https://www.infra-m.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в Тульской типографии.
300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.
1 Стефанов Н. Обшественныс науки и социальная технология: Пер. с болг. – М., 1976, с. 182.
2 Афанасьев B.S. Человек и управлении обществом. — М., 1977, с. 235.
3 Марков М Технология и эффективность социального управления. — М., 1883, с. 48.
4 Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления./ Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. — М., 1989, с. 95.
1 Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. — М.— Н.-Новгород,!996, с. 4.
2 БСЭ. Т. 25, 1976, с. 235.
1 См.: Анисимов С.С. Технологизация: ее природа и социальная роль. — Харьков: Изд-во ХГУ, 1989, с. 24-26.
1 См., например: Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления/Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра социол. наук. — М., 1994.
1 См.: Кадровое обеспечении социальных служб: подготовка и переподготовка / Отв. ред. Е.И. Холостова. - М., 1994, с. 74: Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. Д.М. Панова и Е.И, Холостовой. — М., 1997, с. 347.
1 См.: Павленок П.Д. К вопросу о социальных технологиях // Социальная работа и социальные техпологии. (Материалы методологического семинара) / Отв. ред.-составитель Т.В Шеляг. — М... 1995, с. 44-48: Социальная работа, Вопросы и ответы / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. — М., 1996, с.!4'4-16'.
1 Киплинг Р. «Как голосованием признали Землю плоской». В кн.: Уайлд О. Стихотворения. Портрет Дориана Грея. Тюремная исповедь; Киплинг Р. Стихотворения. Рассказы. — М., 1976.
1 Аргайл М. Психология счастья. — М., 1991, с. 7.
1 Интерфейсом принято называть средства, обеспечивающие передачу информации пользователю в доступной ему форме. Требования интерфейса состоят в обеспечении адекватного понимания пользователем информации, предназначенной для него, без условия дополнительного освоения новых языковых средств. — Прим. авт.
1 Словарь-справочник по социальной работе. — М., 1997, с. 222.
1 Словарь-справочник по социальной работе. — М., 1997, с. 223.
1 Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М., 1989.
2 См.: Социальная работа (в вопросах и ответах). — М., 1997; Дудченко B.C. Инновационные технологии. — М., 1977.
1 См.: Дудченко B.C. Инновационные технологии, с.58
1 См.: Преодолевая барьеры инвалидности. — М., 1997.
1 См.: Анохин П.К. Философский аспекты теории функционирования системы. — М.: Наука, 1978.
1 См. главу 6 «Технология социальной экспертизы».
1 См.: Социальное прогнозирование и моделирование. — М., 1995, с. 249—250.
1 Маркина Т.М. Интерпретация тезауруса в области социальной педагогики и социальной работы // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. I. 1994, с. 67.
1 Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. - М:, 1994, с. 85.
1 Ерасова П.Н., Кольцова В..Л., Якимова Е.B. Теория поведения и практика социальной работы.// Реферативный журнал. Серия «Социология». — М., 1994, № 3, с. 60.
1 Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993, с. 27.
1 Сник С. Управление производительностью. — М., 1996, с. 152.
1 Сопер П. Культура речи. — М., 1989, с. 71.
1 Бодалев А.А. Психология общения. — М.— Воронеж, 1996, с. 109.
1 Децентрализация --- механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения ее с позициями, отличными от собственной.
1 См.: Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансистов. — М., 1996.
2 Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1, с. 30.
1 Маркина Т.М. Интерпретация тезауруса в области социальной педагогики и социальной работы // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом, Т.1. — М., 1994, с. 48.
1 Доти Д. Паблисити и паблик рилийшнз. — М., 1996, с. 42-50. 142
1 Мартынепко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образовапие. — М.: Наука, 1999, с. 55.
1 Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации и 1998 г. — М., 1999, с. 39.
1 Валентик Ю,В., Зыков О.В., Мартыпеико А,В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. — М.: Центр программно-технич. управл. Федер. системы информ. обеспеч. молодежи, 1996, с. 20—22.
1 Валентик Ю.В., Зыков О.В., Мартыненко Д.В.. Цетлин М.Г. Указ соч., с. 23-26.
1 Валентин Ю.В., Зыков О.В., Мартыненко А.В., Цетлин М.Г. Указ. соч с. 32-39.
1 Государственный доклад,.. с. 23.
1 Mapтыненкo А.В. Теоретические и организационно-методические основы медико-социалыюй работы: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. — М.; НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Н.А. Семашко, 1997. с. 27,31.
1 Моисеенко Е.И. Медико-социальные аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями: Автореф. дисс. д-ра мел. наук. — М.: Окологич. научн. Центр им. Н.Н. Блохина. - 1997, с. 28-29.
1 Матющенко Л.И. Организация реабилитации и паллиативной помощи онкологическим больным / Социальные и психологические проблемы детской онкологии: Материалы I Всероссийской конференции с международным участием. — М., 1997.
1 Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году, с.53—54.
1 Опыт организации работы молодежных центров в России: Информационное письмо Минзярава России / Подг. Н.В. Лузин, И.О. Таенкова, И.Л. Алесина и др. - М., 1977.
1 Информация о социально-экономическом положении России. — М.: Госкомитет Российской Федерации по статистике, 1999.
1 Если вам за 60... / Под рел. В.Д. Альперович. — Ростов-на-Допу, 1999, с.11.
1 См.: Возраст мудрости — возраст созидания / Программа развития ООН. — М.,!999, с. 17.
1 См.: Здравоохранение в Российской Федерации, 1996, № 1, с. 12.
2 Симаков А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период; стратегия и тактика социальной работы. — М., 1996, с. 98.
3 См.: Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики, 1995, № 5, с. 42.
1 См.: Ерасова С.М. и др. Теория поведения и практика социальной работы// Реферативный журнал. Серия II. Социология, 1994, № 3, с. 76.
1 См.: Медицинские и социальные проблемы п геронтологии. Материалы и тезисы докладов международного семинара по проблемам пожилых. — Самара, 1996, с. 7.
2 См.: ХохряковГ.Ф. Парадоксы тюрмы. — М., 199L
1 См.: Лексии В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и практика организации проведения реформ. — М,, 1995, с. 5.
2 См.: Человек и труд, 1996, № 11, с. 38.
1 См.: Бойцова В.В. Деятельность уполномоченных по делам престарелых // США: экономика, политика, идеология. 1993, № 10, с. 124.
2 См.: Черноушек М. Психология жизненной среды. — М., 1989, с. 90.
1 Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т. 7. — СПб., 1907, с. 227.
2 См.: Гапыгина Ю.Р. Группы самопомощи в Дании //Бюллютень научной информации, 1994, № 8, с. 27.
3 См.: Янкова З.А. Создание групп взаимопомощи — важнейшее направление социальной работы /' Социальная работа с семьей. — М., 1995, с, 59.
1 Социальная работа с пожилыми людьми /Настольная книга специалиста по социальной работе. — М.: Институт социальной работы, 1996.
1 Хоменко М Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних / Первые итоги Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социалыю-дезадаптированных детей и подростков — М.: ПИИ семьи, 1997, с. 53-59.
1 См.: Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации/ Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 1997 г. № 4.
1 Психическая депривация — это недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение долгого времени.
1 См.: Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — М., 1996.
1 Койнова Ю.В. Из опыта работы социальных служб Германии с дезадаптированными детьми и подростками// Российский журнал социальной работы, 1997. № 1/5, с. 158-161.
1 Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике / Отв. ред. В.А, Лукон, В.А. Родионов, БД. Ручкин — М,, 2000. с, 27-29.
1 Neue Kronen Zeitung (Wien), 1997, 5 April.
2 Старченко О. Игра в удавочку. Суицид набирает добровольцев // Московский комсомолец, 1994, б августа.
1 Документы и материалы встречи Президента Российской Федерации с представителями детских и молодежных объединений. — М., 1992, с. 9.
1 Информация о защите молодежи. — Мюнстер, 1992. 332
1 Сборник нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи. — М., 1993.
1 В учебном пособии под ред. В.И. Ярской и Е.Р. Смирновой «Дорога — это то, как ты идешь по ней...» (Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. уч. центра, 1996) имеется перечень фильмов и книг, которые обладают терапевтическим эффектом в работе с семьей ребенка-инвалида.
1 См.: Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества-- М., 1996.
1 Компас ИТАР-ТАСС, 1993, 7 июля, № 113, с. 57-63: 1994, 4 июля, № 99, с. 23—35.
2 Конвенции и Рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. Т. 1 (1919—1956), Т. 2 (1957—1990), Женева-Москва, 1991.
3 См.: Беженцы и вынужденные переселенцы в государствах СНГ. — М., 1995.
1 См.: Независимая газета, 2000, 9 июня.
2 См.: Российская газета, 1997, 3 июля.
3 См.: Российская газета, 1996, 20 августа.
1 Вынужденные переселенцы и России // Стат. бюллетень, № 1, с. 53.