Основные идеи статьи В.С.Степина «Научные революции и смена типов рациональности»

В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобра­зовывались все компоненты ее оснований. Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур иссле­дования, а также философских оснований науки. Эти периоды право­мерно рассматривать как глобальные революции, которые могут при­водить к изменению типа научной рациональности.

В.С. Степин предложил три типа рациональности:

1. классическая рациональность (осн. критерии науч. познания таковы, что они сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания).

2.неклассическая рациональность (учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования).

3.постнеклассическая рациональность (соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности).

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется осо­быми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют вы­делить в мире и исследовать соответствующие типы системных объек­тов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы).

В истории естествознания можно обнаружить четыре ре­волюции. Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой — осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механицизма в системе научного знания данной эпохи. Через все классическое естествознание про­ходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его позна­вательной деятельности. Идеалы, нормы и онтологические принципы естество­знания XVII — XVIII столетий опирались на специфическую систему философских оснований, в которых доминирующую роль играли идеи механицизма.

Существенные перемены в этой целостной и относительно устой­чивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII — первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания —дисциплинарно организованной науке. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. Происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования.

Третья глобальная научная революция была связана с преобразо­ванием этого стиля и становлением нового, неклассического естество­знания. Она охватывает период конца XIX - сер XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революцион­ных перемен в различных областях знания: в физике (открытие дели­мости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в кос­мологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

В процессе всех этих революционных преобразований форми­ровались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они харак­теризовались отказом от прямолинейного онтологизма и понимани­ем относительной истинности теорий и картины природы.

В конце XX — начале XXI в. происходят новые радикальные из­менения в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризо­вать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе кото­рой рождается новая,постнеклассическая наука.

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, революция в средствах хранения и полу­чения знаний меняют характер научной деятельности. На передний план все чаще выдви­гаются междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Специфику науки конца XX — на­чала XXI в. определяют комплексные исследовательские програм­мы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. В процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с познавательными целя­ми все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера. На постнеклассическое развитие науки оказывают влияние не только достижения фун­даментальных наук, но и результаты междисциплинарных приклад­ных исследований.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: