Позитивизм III: логический позитивизм Венского кружка

Разработка проблем научного знания была продолжена «третьим» позитивизмом - неопозитивизмом. Его основы закла­дывались в 30-х годах XX в. так называемым Венским кружком, сложившимся на кафедре философии Венского университета. Видными представителями неопозитивизма были О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель. Концепция логического позитивизма создавалась под сильнейшим влиянием математической ло­гики, ее средств и методов. Научное знание отождествлялось с выра­жающим его языком, и основным средством исследования был логический анализ языка науки. С помощью логического анализа логические позитивисты надеялись очистить язык науки от псевдонаучных выражений и придать ему ту строгость и точность, которые были дос­тигнуты в математике и логике. Предпосылкой возникновения третьей волны считают развитие аналитической философии (Рассел и Витгенштейн, язык логики).

Позитивисты третьей волны продолжили линию клас­сического и «второго» позитивизма: они также рассматривали науку как описание эмпирических данных. Задачи философии они сводили к логическому анализу языка науки. На основании этого анализа предполагалось в рамках научных теорий выявить протокольные предложения, описывающие чувственный опыт. Эти предложения рассматривались в качестве фундамента, на котором путем индуктивного обобщения строились общие по­ложения научной теории. Обострив классическую для позити­визма проблему разграничения науки и ненаучного знания, неопозитивисты вплотную подошли к разработке критериев научности. В качестве такого критерия в неопозитивистской философии выступал принцип верифицируемости, согласно которому научное знание обязательно характеризуется эмпириче­ской подтверждаемостью.

Принцип верификационизма включает:

а) возможность сведения (редукции) сложных синтетических предложений к элементарным,

б) возможность проверки элементарных предложй на опыте,

в) верифицируемость должна быть интерсубъективной (т.е. должна быть возможность ее осуществления несколькими наблюдателями).

Из принципа верификации следует Физикализм: раз верификация = чувственная верификация, то проверить можно только те положения, которрые относятся к телам и их движениям, остальное – бессмысленно. Значит, осмысленным является язык физики.

Модель науки: в основе науки лежат ПП, истин­ность которых абсолютно достоверна. Сово­купность образует твердый эм­пирический базис науки. Ка­ждое научное предложение можно свести к прото­кольным предложениям. Деятельность ученого сводится к двум процедурам:

1) установление новых ПП;

2) изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.

Критика логического позитивизма:

1. Узость верификационного критерия: этот критерий унич­тожал не только философию, но отсекал и плодотворную часть самой науки. Научные термины и предложения, относящиеся к идеализи­рованным или просто к чувственно невоспринимаемым объектам, с точки зр. этого критерия, оказывались бессмысленными. Оставшая­ся часть лишалась своих законов. Большая часть научных законов име­ет форму общих предложений. Но мы не в состоянии сформулировать и прове­рить бесконечное количество ПП. Следова­тельно, законы науки неверифицируемы и должны быть объявлены бессмысленными.

Такие следствия заставили логиче­ских позитивистов ослабить свой критерий демаркации и заменить его критерием частичной верифицируемости.

2. Невозможен “чистый” эмпиризм. Принцип холизма (=целостности): не верно, что каждое отдельное предложение имеет смысл само по себе, оно имеет смысл лишь в контексте. Вместо этого (принцип Дюгема-Куайна): в опыте проверяется система взаимосвязанных утверждений – при расхождении с экспериментом меняют не всю теорию, а периферические элементы, сохраняя центральные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: