Изучая закономерности развития научного знания, британский философ и историк науки Имре Лакатос (1922 1974) цель своих исследований видел в логико-нормативной реконструкции процессов изменения знания и построения логики развития научных теорий на основе изучения реальной эмпирической истории науки. Лакатос предложил вариант логики догадок и опровержений, "догматы логического позитивизма гибельны для истории и философии математики... логика математического открытия не может быть развита без критицизма и окончательного отказа от формализма"'. формализму (как сути логического позитивизма) Лакатос противопоставляет программу, основанную на единстве логики доказательств и опровержений.
Основная идея концепции Лакатоса (конкурирующих научно-исследователь ких программ) и ее цель Сам Лакатос рассматривал свою концепцию как завершающий этап в развитии доктрины фальсификационизма от наивного (догматического) к методологическому Поппер) и далее к утонченному методологическому фальсификационизму. Его методология рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. "моя "методология" лишь оценивает вполне сформировавшиеся теории или исследовательские программы и не намеревается предлагать никаких средств и для выработки хороших теорий, ни даже для выбора между двумя конкурирующими программами. Мои "методологические правила" обосновывают рациональность приятия эйнштейновской теории, но они не заставляют ученых работать с программой Эйнштейна, а не Ньютона». Методологию следует знать, но нельзя абсолютизировать и субъективизировать. Лакатос разделяет мнение Поппера о том, что ученые еще не научились быть "достаточно критичными и революционными". Одна из причин этого - невнимание к методологическим вопросам. если признавать, что высшая цель науки состоит в достижении истины, то следует знать, какой путь ведет к истине. Методология обычно скрыта и не всегда четко ее можно выявить, т. е. ее можно осознавать или не осознавать. Правила и предписания методологии не следует абсолютизировать, а чрезмерно строгие предписания прошлых методол. концепций надо игнорировать.
|
|
"Логика открытия" и ее четыре формы. Односторонность априоризма и антитеоретизма. Лакатос выделяет четыре различных "логики открытия": индуктивизм, конвенционализм, методологический фальсификационизм (Поппер), методологические научно-исследовательские программы (Лакатос). "исследовательские программы являются величайшими научными достижениями; при этом научные революции состоят в том, что одна исследовательская программа (прогрессивно) вытесняет другую". Односторонность априоризма и антитеоретизма: мудрость научного суда не может быть точно выражена общими законами. Наука вполне может оказаться "нарушительницей правил научной игры". Во-первых, необходима "плюралистическая система авторитетов", а, во-вторых, при выработке методологических рекомендаций следует шире опираться на историю познания
|
|
Социально-культурный фон научной методологии
Любая научная (рациональная) методология нуждается в дополнении социально психологической, "внешней историей", т. е. внерациональными, социокультурными факторами. Их изучение - важная задача социологии познания и социальной психологии. История как наука, представляет собой реконструкцию истории как множества исторических событий и имеет оценочный характер. История науки есть история "научных событий", выбранных и интерпретированных:
1. философия науки вырабатывает нормативную методологию, на основе которой историк реконструирует "внутреннюю историю" и тем самым дает рациональное объяснение роста объективного знания;
2. (в) две конкурирующие методологии можно оценить с помощью нормативно интерпретированной истории;
3. (с) любая рациональная реконструкция истории нуждается в дополнении "внешней (социально психологической) историей"
Ограниченность рациональной реконструкции истории науки
Рациональная реконструкция истории науки "не может быть исчерпывающей в силу того, что люди не являются полностью рациональными существами, и даже тогда, когда они действуют рационально. За рамками рациональных реконструкций есть еще и "океан аномалий" (субъективных, ценностных и т. п.), куда эти реконструкции погружены. Но как данные "аномалии" объяснить? либо в помощью лучшей рациональной реконструкции, либо с помощью некоторой "высшей" эмпирической теории, т. е. с помощью социокультурных факторов развития науки и их обобщающих характеристик.
Научно-исследовательская программа
"Научно-исследовательская программа" - основное понятие концепции науки Лакатоса - серия меняющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов.
Структура программы:
а) "жесткое ядро" - система допущений, сохраняющаяся во во всех теориях данной программы;
б) "защитный пояс", состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность жесткого ядра" от опровержений; он может быть модифицирован, частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами;
в) методологические правила, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать ("негативная эвристика").
особенности научно-исследовательских программ:
а) соперничество;
б) универсальность - они могут быть применены, в част ности, и к этике и к эстетике;
в) предсказательная функция: каждый шаг должен вести к увеличению содержания, к "теоретическому сдвигу проблем";
г) основными этапами в развитии программ являются прогресс и регресс, граница этих стадий - "пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена программ и есть научная революция.
некоторые величайшие научно-исследовательские программы "прогрессировали на противоречивой основе".
Идея о выявлении и "снятии" т. е. разрешении, (а не устранении) возникающих в теории противоречий.
1. Эти противоречия нельзя оставлять неразрешенными.
2. Неверно, что если в наших программах обнаружено противоречие (или аномалия), развитие программы должно немедленно приостанавливаться; разумно устроить для данного противоречия временный карантин при помощи гипотез аd hoc и довериться положительной эвристике программы, чтобы без спешки и суеты выявить природу данного противоречия: "логическое" оно (путаница, непоследовательность мышления и др.) или диалектическое, т. е. выражение реально существующего противоречия. Бор не мог "любой ценой" добиваться непротиворечивости новых знаний. В этом случае квантовая механика, "соблюдая непротиворечивость", казалась бы вдалеке от истины.
|
|
Эффективность программы
Ученый не должен отказаться от исследовательской программы, если она работает неэффективно. Можно оценивать исследовательские программы по их эвристической силе: сколько новых фактов они дают, насколько велика их способность объяснять опровержения в процессе роста".
Позитивная и негативная эвристика
эвристика - методологическая дисциплина, предметом которой является решение проблем в условиях неопределенности. Эвристические методы решения задач обычно противопоставляются формальным методам Эвристике свойственны догадки, ограничение объема поиска посредством анализа целей, средств и материалов, попытки интеграции мышления и чувственного восприятия, сознания и бессознательного.
Таким образом, положительная эвристика это методологические правила, способствующие позитивному развитию научно-исследовательских программ. Эти правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших исследований. как видоизменить или развить опровергаемые варианты программы, каким образом модернизировать или уточнить "предохранительный пояс", какие новые модели надо разрабатывать для расширения области применения программы.
Отрицательная эвристика - это совокупность методологических правил, ограничивающих множество возможных путей исследования, позволяющих избегать неправильных путей движения к истине. Она предлагает изобретать вспомогательные гипотезы, образующие "предохранительный пояс" вокруг "жесткого ядра"