Характерные черты мировоззрения Возрождения (конец XIV- начало XVIIвв):
- гуманизм, секуляризация и антропоцентризм
- обращение к античному наследию (уже не к отдельным авторам и их отд. работам, а восприятие античного наследия в его полноте)
- тенденция пантеизма, разрушение антично-средневекового иерархического космоса.
- возрождение натурфилософии
- опытное естествознание, принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
- индивидуализм
В эпоху Возрождения классическая античность противопоставляется Средневековью, Темным Векам (которые так названы одним из первых гуманистов - Петраркой). Одной из характерных черт эпохи стала секуляризация, т.е. процесс, в итоге которого наука и культура перестают быть прерогативой Церкви, формируется светская культура, независимая от монашества и церковных школ, бывших основными носителем науки и культуры в Средние века. В результате этого начинают появляться независимые школы и кружки, как, например, первые кружки гуманистов. Однако важно отметить, что связь с религией как таковой не разрывалась, т.е. это была просто автономия, но не протест против неё.
|
|
Вторым важным аспектом стало появление движения гуманизма. Основное внимание гуманисты уделяли не Богу, как это обычно делалось, но человеку. Теоцентризм сменяется на антропоцентризм. Один из ярких примеров образа человека у гуманистов – «Речь о достоинстве человека» Д. Мирандола, риторика в этот период начинает восприниматься как часть философского образования. Гуманисты очень интересовались словесностью, многие их произведения считались в первую очередь литературной работой.
Иерархическое устройство мира, которое присуще как античности, так и концу Средневековья (яркий пример тому Данте Алигьери и «Божественная Комедия») начинает понемногу исчезать в произведениях гуманистов. Так, создав строго иерархичный мир, столь похожий на древнегреческий космос Бог-Творец затем создает Человека, основной смысл которого – не соблюдать иерархию космоса. Человек - единственный, кто может разделить с Богом восхищение этим миром, тот, кто в первую очередь характеризуется собственной свободой: «…он не земной и не небесный, не смертный и не бессмертный, это все дано ему выбирать…». Качества Творца переносятся на Человека, постепенно появляется идеал Человека-Творца (художник эпохи Возрождения), который занимается и наукой, и искусством, который является и практиком и теоретиком.
|
|
Место Бога в эпоху Возрождения также переосмысляется. Появляется пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. В пантеизме бог находится внутри мира, а не трансцендентен (вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир – живым, саморазвивающимся, понимание человека, как части природы.
Леонардо да Винчи, выдающийся учёный, художник и философ эпохи Возрождения положил начало эмпиризму: «Мудрость – дочь опыта», эксперимент необходимое условие научного познания. Он также считал, что философия должна быть полезна человеку и науке, ее нельзя держать в плену схоластики и теологии. Обозначил роль теории в познавательной деятельности: опыт и практика должны быть теоретически осмысленны. Таким образом, гуманизм воплощается в искусстве, а эмпиризм – в научном знании.
Одним из важных событий середины-конца рассматриваемой эпохи была Реформация. Для реформации 16-17 века в центре внимания стояло отрицание иерархии. Полагалось, что иерархическое устройство Церкви отражает иерархию небесную, то есть представления об иерархичности мира были своего рода узакониванием Церкви и её структуры. Однако набирала силу идея, что Бог делает все сам, без посредников, потому и каждый человек может сам связаться с ним, что служило серьёзной мотивацией для перемен. Многие мыслители в эпоху возрождения возвратились к натурфилософии, свободной от диктата теологии и средневековой схоластики. Постулаты церкви уже не были догмой. Именно разрушение иерархии считают зачастую ключевым элементом перемен, произошедших во время Возрождения, из-за неё описываемый мир претерпевает серьёзные изменения, что, разумеется, оказывает влияние и на науку.
Центральное место эпохи возрождения является научная революция Коперника (1473-1543) в астрономии: он поместил солнце в центр планетарной системы, заменив геоцентрическую доктрину.(Аристотеля и Птолемея), на гелиоцентрическую.