Предисловие. Учебно-методический практикум по направлению образования

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Учебно-методический практикум по направлению образования

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Раздел III.

Армавир

УДК 355.77(075.8)

ББК 68.9

Б 17

Авторы-составители:

Мальцев А. Г.

Рецензенты:

старший дознаватель ОНД (по пожарному надзору)

г. Армавира капитан внутренней службы Чернов А. А.;

дознаватель ОНД (по пожарному надзору)

г. Армавира капитан внутренней службы Лаптев А. Е.

Мальцев А. Г.

Пожарная безопасность: Учебно-методический практикум по направлению образования «Безопасность жизнедеятельности» Раздел Ш. -Армавир: АФГОУ ККИДППО, 2011. - 80 с.

Б 17

Учебно-методический практикум включает в себя 7 разделов и предназначен для высших учебных заведений педагогического профиля, может использоваться учителями и учащимися общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования. В данном пособие представлен раздел №3 «Пожарная безопасность».

Печатается в авторской редакции.

УДК 355.77(075.8)

ББК68.9

© Мальцев А. Г., 2014.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.........................................................................................................................4

Цели и задачи дисциплины

«Пожарная безопасности)..................................................................................................5

1. Пожарная безопасность..................................................................................................6

Пожар и его развитие. Основные термины и определения.............................................6

Общая классификация пожаров.......................................................................................7

Классификация и выбор огнетушащих веществ....................................................... 11

Средства тушения пожаров..............................................................................................22

Рекомендации для определения видов

и количества средств пожаротушения.................................................................31

Системы пожарной сигнализации...................................................................................32

Требования к оформлению плана эвакуации людей при пожаре …………………33

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности,

пожарный минимум, пожарный инструктаж..................................................................36

Оценка пожарной обстановки..........................................................................................37

Пожарная безопасность образовательных учреждений................................................38

Документация для образовательных учреждений

по пожарной безопасности..............................................................................................41

Рекомендации к праздникам...........................................................................................44

Поражающие факторы пожара........................................................................................49

11. Первая помощь при поражениях на пожарах............................................................50

Ожоги..........................................................................................................................50

Отравление угарным газом"............................................................................................52

Травмы...............................................................................................................................55

Реанимация ………………………...................................................................................68

Пр11меры практических занятий по теме

«(Пожарная безопасности) …………………………………………...……………….70

Практическая работа №1 …………………………………………………….…………70

Практическая работа №2 …………………………………………………….………. 71

Практическая работа №3 ……………………………………………………………….73

Тестовые задания для самоконтроля……………………………………...……………75

Справочные материалы …………………………………………………………………77

Использованная литература" …………………………………………..……………….79

ПРЕДИСЛОВИЕ

В III разделе «Пожарная безопасность», содержится теоретический материал, разработка лабораторных работ, таблицы, схемы, термины и определения, методический материал, который позволит студентам вы­ полнить предлагаемые в работе задания и освоить тему «Пожарная безопасность в учебных заведениях». Также в работе в разделе «первая помощи> даны понятия о возможных поражениях человека на пожаре и оказание первой помощи. В работе приведены примеры составления приказов и других документов по пожарной безопасности в учебных заведениях. В конце работы предлагается тестовый контроль знаний, который позволит студентам проверить степень освоения данной темы. В практикуме приведены разработки практических занятий со студента­ ми, приведены ряд ситуационных задач, которые используются для проверки знаний. Данную работу также можно использовать при изучении дисциплины «Пожарная безопасности > для дополнительной специальности «учитель безопасности жизнедеятельности» и «Основы медицинских знаний» для всех специальностей.

Перечень разделов:

1. Индивидуальные и коллективные средства защиты;

2. Безопасность при террористических актах;

3. Пожарная безопасность;

4. Транспортная безопасность;

5. Оружие массового поражения (химическое оружие);

6. Оружие массового поражения (ядерное оружие);

7. Природные чрезвычайные ситуации и защита населения.

Предлагаемая методика проведения работы апробирована автора­ ми в процессе проведения занятий по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Пожарная безопасность» и «Основы медицинских знаний» в Армавирской государственной педагогической академии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

<<ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ>>

Образовательные цели:

• формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной

безопасности и безопасности окружающих,

• приобретение знаний о поведении при возникновении пожаров,

• приобретение знаний по оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах,

• формирование у студентов представлений о значении противопожарной

профилактики.

Основные задачи:

• повышение качества подготовки учителей в области безопасности и основ медицинских

знаний для современной общеобразовательной школы,

• формирование у будущих педагогов чувства личной ответственности за сохранение

своей жизни, здоровья и здоровья окружающих,

• творческое освоение учебного материала и умение самостоятельно анализировать

учебную и научную литературу,

• обучения учащихся действиям при угрозе возникновения пожара и при пожаре,

• обучение учащихся правилам пользования первичными средствами пожаротушения,

• обучение учащихся правилам оказания первой помощи при воздействии

поражающих факторов пожара.

Студенты должны знать:

• нормативные документы в области пожарной безопасности,

• способы и средства защиты человека от поражающих факторов пожара,

• классификацию пожаров,

• классификацию помещений по степени пожарной опасности,

• первичные средства пожаротушения и правила пользования ими,

• правила оказания помощи при ожогах, отравлении угарным газом и другими

токсичными продуктами горения,

тактику действия учителя, воспитателя в условиях ЧС, связанных с пожарами,

• основы составления противопожарных инструкций способы оповещения при пожарах.

Студент должен уметь:

• учитывать факторы риска при пожарах,

• оценивать обстановку и действовать в соответствии с обстоятельствами при по­

жаре, с целью обеспечения безопасности своей и детей,

• применять спасательные и подручные средства,

• пользоваться первичными средствами пожаротушения,

• обеспечивать эвакуацию детей при пожаре,

• действовать в ЧС, связанных с пожарами в учебном заведении,

• оказать первую помощь при ожогах, отравлениях угарным газом и травмах на

пожаре,

• осуществлять реанимационные мероприятия.

1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПОЖАР И ЕГО РАЗВИТИЕ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Пожаром считается неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Пожар - комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат нестационарные процессы горения, тепла и масс обмена.

Очаг пожара - место первого интенсивного горения при трёх основных условиях:

непрерывное поступление окислителя (воздуха);

непрерывная подача топлива (распространение горения);

непрерывное выделение теплоты, необходимой для поддержания го­ рения.

Нарушение хотя бы одного из условий вызывает прекращение горения. Очаг пожара может меняться во времени - сначала очагом пожара может быть небольшой участок (предмет, участок в комнате, помещение; в процессе развития очагом пожара может стать целое здание, охваченное огнём.

Пожарная нагрузка (М п.н. кг/м2) - масса всех горючих и трудно­

горючих материалов, находящихся в помещении или на открытом пространстве, отнесённую к площади пола или площади, занимаемой мате­ риалами на открытом пространстве.

Мп.н.=mо /F"'

где m 0 - масса горючих материалов, Fп- площадь пола.

Пожар условно делится на три зоны:

> зона горения,

> зона теплового воздействия,

> зона задымления.

Зона горения - часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения или испарения горючих веществ и мате­ риалов (твердых, жидких, газов, паров) в объеме диффузионного факела пламени. Горение может быть пламенным (гомогенным) и беспламенным (гетерогенным). При пламенном горении границами зоны горения

являются поверхность горящего материала и тонкий светящийся слой

пламени (зона реакции окисления). При беспламенном - раскаленная поверхность горящего вещества. Примером беспламенного горения может служить горение кокса, древесного угля, тление, например, войлока, торфа, хлопка и т. д.

Зона теплового воздействия - прилегающая к зоне горения часть пространства, в пределах которой протекают процессы теплообмена между поверхностью пламени, окружающими строительными конструкциями и горючими материалами. Передача теплоты в окружающую сре-

ду осуществляется рассмотренными ранее способами: конвекцией, излучением, теплопроводностью. Границы зоны проходят там, где тепловое воздействие приводит к заметному изменению состояния материалов, конструкций и создает невозможные условия дня пребывания людей без тепловой защиты

Под зоной задымления понимается часть пространства, примыкающего к зоне горения, в котором невозможно пребывание людей без защиты органов дыхания и в котором затрудняются боевые действия подразделений противопожарной службы из-за недостатка видимости. Зона задымления - может быть внутри помещения и на открытом пространстве. Внутри помещения - объём или площадь зоны зависят от условий распространения потоков продуктов горения и газообмена с внешней средой, а также от свойств горящих материалов. На открытом пространстве - объём и площадь задымления зависят от мощности источника горения, скорости выгорания материалов, избыточной температуры и скорости движения газов. Также многое зависит от высоты пламени (факел). Высота пламени прямо пропорциональна скорости выгорания материала и площади зоны горения. Угол наклона факела зависит от скорости приземного ветра и скорости вертикальных потоков в зоне горения. Зона задымления может включать в себя всю зону теплового воздействия и значительно превышать ее. Границами зоны задымления считаются места, где плотность дыма, видимость предметов, концентрация кислорода в дыме и токсичность газов не представляет опасности для людей, находящихся без средств защиты органов дыхания.

Практически установить границы зон при пожаре не представляется возможным, так как происходит их непрерывное изменение, и можно говорить лишь об условном их расположении.

Скорость выгорания материалов - потеря массы в единицу времени (для жидких и твёрдых веществ).

В процессе развития пожара различают три стадии:

Ø начальную,

Ø основную (развитую),

Ø конечную.

Эти стадии характерны для всех пожаров независимо от того, где произошел пожар: на открытом пространстве или в помещении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: