Психология, по Вундту, имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Все остальные науки изучают результаты переработки этого опыта.
В 1875 Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт. В связи с этим очень важным был выход в свет его труда “Основы физиологической психологии “. В нем предметом психологии был признан «непосредственный опыт» – содержание сознания; главным методом – интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своем сознании, что требовало специальной длительной тренировки).
Вундт разрабатывает программу построения двух психологий – экспериментальной и социальной (культурно-исторической). Вся деятельность Вундта как психолога представляла собой реализацию этой программы.
Созданная В. Вундтом в 1879 году первая в мире психологическая лаборатория стала международным центом экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.
|
|
Предметом психологии В. Вундт считал непосредственный опыт –доступные самонаблюдению явления или факты сознания.
Согласно В. Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом.
В. Вундт разделял идеи психофизического параллелизма. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется апперцепцией (восприятием, требующим напряжения воли). Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни
Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры В. Вундт предпринял в «Психологии народов»(3,70).
Из всего сделанного Вундтом наиболее исторически значимым явились введение им в психологию эксперимента, организация Института экспериментальной психологии и основание специального журнала «Психологические исследования» (первоначально «Философские исследования»), который стал первым собственно психологическим журналом.