На первый план выходит проблема исследования содержания не структуры, а функций психики (в отличие от Вундта того же). Программа Франца Брентано (1838-1917) противостояла как традиционной ассоциативной психологии, так и структурализму Титченера. Он функционалист. О сознании: предметность сознания; его активность; его единство.
Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873).
Первый труд посвящен психологии Аристотеля, ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли.
Влияние Аристотеля: жизнь души как активное начало, а не восприятие воздействия извне.
Метод: исключительно субъективный метод самонаблюдения, отходит от экспериментального метода Вундта (считая его ограниченным). Кроме того, считал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект.
|
|
Выступает против психологии как науки о содержаниях сознания; подлинная психологическая реальность – акты сознания. Предмет психологии: психические феномены как акты (видение, слушание, суждение и т.п.). Сознание всегда предметно, человек всегда думает о чём-то, а не вообще.
Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен (иначе он не имел бы смысла). Интенциональность – направленность на некий объект. Основная характеристика психологических актов – это имманентная предметность, они всегда направлены на какой-то объект. Весь предметный мир «живет» в душе человека; не материальное, а интенциональное бытие. В представлении предмет является (презентируется) сознанию. Модификациями этого акта являются восприятие, понятие. Каждый акт содержит в себе объект определенным образом: «В представлении что-то представляется, в суждении что-то признается или отвергается, в любви любится и т.д.».
Соответственно способу отношения к объекту классифицирует духовные акты:
- акты представления: ведущая роль - в представлениях предметы репрезентируются в сознании.
- акты суждения: в отличие от ассоцианизма, где суждение понимается как объединение или разъединение представлений, по Брентано в суждении объект мнится как истинный или ложный.
- акты чувства: отношение к объекту как к добру или злу. (Учение о чувствах положил в основу этических представлений).
Подчеркивал целостность душевной жизни, в отличие от физического мира, в котором объекты могут существовать как отдельные вещи.