Сущность психического в зарубежной психологии


Возрастная и педагоги­ческая психология об­ладает практически не­обозримым эмпири­ческим материалом. В мире выходит около десяти специализиро­ванных журналов (толь­ко Американская пси­хологическая ассоциа­ция издает три), публи­куются материалы ре­гулярных (в Европе ежегодных) конференций.

Главная проблема, на решение которой направлены усилия уче­ных в разных странах, является проблема соотношения наслед­ственности и среды, роль обучения и воспитания в формирова­нии человеческой психики. Решение этой проблемы, начиная с исторически первых публикаций по возрастной и педагогической психологии, сводилось к трем вариантам.

Первое направление при всем разнообразии взглядов отдель­ных авторов склонялось к приоритету наследственности. Сторон­ники такой позиции нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Дан­ное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина,


30 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

К.Бюлера и других ученых. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение быв­шего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сфор­мулированного Э.Геккелем в 1866 г. («история зародыша есть крат­кое повторение истории вида»). Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития челове­чества (филогенеза) разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зре­ния сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены действием врож­денной программы (зафиксированной генетически).

П р о т и в о п о л о ж н а я точка зрения, рассматривающая соци­альный фактор как определяющий в формировании психики че­ловека, сформировалась в науке с начала XX в. под влиянием ра­бот французской социологической ш к о л ы, начиная с работ Э. Дюр-кгейма, Г.Тарда, Ш.Блонделя, П.Жане и других ученых. С т о р о н н и -ки данного направления (социологизаторский или социогенетичес-кий подход) недооценивали и (или) сводили к минимуму роль наследственности, считая, что результат и содержание развития определены состоянием общественного сознания. Основным ме­ханизмом социализации признавалось подражание.

Наиболее же многочисленным следует признать третье направ­ление, которое нередко называют теориями двух факторов, объе­диняя под этим названием самые разные научные школы, теории и авторов. Общим для такого объединения является рассмотрение ими и наследственности и среды как двух основных сил, влияю­щих и определяющих психическое развитие ребенка. Важен не толь­ко вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении.

Первым принцип конвергенции двух факторов в начале XX в. выдвинул Вильям Штерн. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наслед­ственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Большинство современных сторонников позиции учета роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка осу­ществляют свои исследования анализа причин и сущности психи­ческого развития ребенка с позиций следующих теорий: психо­аналитической, когнитивной, теории поведения (бихевиоризм),


§ 1. П р и ч и н ы и сущность психического развития ребенка 31

биологической и гуманистической. Психоаналитическая теория появилась раньше других. Ее предмет — человеческие эмоции и межличностные отношения. Эту теорию иногда называют теорией развития личности. Когнитивная теория касается главным образом проблем мышления и процесса усвоения знаний. Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрос­лые обучаются вести себя так, а не иначе. Этологическая теория акцентирует внимание на сравнении поведения людей и живот­ных в естественных условиях и на определении общего и специ­фического в их поведении, а также зависимости его от этих усло­вий и других факторов. Гуманистическая теория рассматривает ре­бенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную лич­ность, стремящуюся к полному самоосуществлению (саморе­ализации). Рассмотрим эти подходы подробнее.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) родился в

г.Фрейбурге (Моравия), но более 80 лет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: