А что с другой стороны?

Когда-нибудь, возможно, мой порядок станет еще лучше, еще «упорядоченней» и сможет обеспечивать мне еще большую надежность... Все больше, больше... Окружающая обстановка будет все совершеннее, но гонка за совершенством — это дорога в никуда, ведь идеал, как горизонт, с каждым шагом, приближающим к нему, отодвигается на шаг. Значит, чувства разочарования не избежать, ведь достигнутый порядок никогда не будет идеальным...

Когда человеку изменяет чувство меры, он превращается в раба своей системы ценностей и представлений — за письменным столом, в ванной комнате, в семье, в профессии. И прежде всего в душе. И если только какой-нибудь маленький, малюсенький предмет окажется не на своем месте или ребенок придет на обед не

вовремя, всей системе будет угрожать крах. Теперь даже здоровое принуждение обернется насилием, правила будут давить на него и людей из его окружения. И доведут раба порядка до болезни; впрочем, как и тех, кто живет подле него.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Для того чтобы вы смогли физически — а в результате, возможно, и эмоционально — ощутить состояние постоянного принуждения, представьте себе, что вы — робот. «Закрепите» данную позу. Не важно, в каком положении сейчас находятся ваши руки, ноги и голова, но вы должны передвигаться по помещению чисто механически. Важна точность мелких движений, которые постоянно повторяются. Сейчас вы — «машина», «робот»...

Постарайтесь во время данного упражнения установить, что происходит с вашим восприятием.

На чем сосредоточилось ваше внимание, в то время как вы приняли данную позу?

Как вы чувствуете себя при этом?

Что было для вас важно во время данного эксперимента?

И еще один дополнительный вопрос: существует ли одно или даже несколько музыкальных произведений, которые вы могли бы поставить в качестве «со- • провождения» для этого «танца робота»?

Возможно, что во время выполнения данного упражнения вам на ум пришли люди, которые буквально одержимы манией порядка и с помощью системы правил стремятся преодолеть естественный хаос этого мира (в самих себе и вне себя). Тогда вы сможете вспомнить их ближа йш ее окружение, их концепцию. Повсюду, где что-то не «в порядке», не все «о'кей», должны появляться подобные люди. Энергия, которая в избытке инвестируется в данное проявление духовных сил, целиком растрачивается на совершенствование способности воспринимать самого себя — и других в том числе. Человек с чрезмерной силой духовного принуждения способен все окинуть молниеносным оценивающим взглядом и переорганизовать на собственный лад, начиная с письменного стола, ящика с обувью, «повестки дня» в семье и заканчивая руководством концернами. К собственным эмоциональным потребностям и потребностям другихлюдей он относится не слишком внимательно. В «зачет» идут дела, а не взаимоотношения. Порядок дня должен соблюдаться неукоснительно, с чувствами это ничего общего не имеет (даже тогда, когда эти правила вызывают у близких протест, критику или насмешки).

Конечно же, в упражнении мы утрируем то, что ощущаем в себе как положительную силу устойчивости, стремления к порядку, хотя многие действительно переоценивают значимость порядка, превращают его в насилие. И тем самым навязывают окружающим свои чувства и обязывают выполнять то, что им необходимо в данный момент времени.

Потому что за всей видимой устойчивостью таких людей, их твердостью и организованностью скрывается страх, который таится в каждом из нас: страх перед зыбкостью, недолговечностью того, что окружает меня, и, в конце концов, перед конечностью меня самого. Страх перед недолговечностью означает страх перед изменениями, перед новым. Мы можем почувствовать данный страх в различных его проявлениях: при окончательном разрыве с очень близкими мне людьми — и не важно, что за разрыв это будет, развод или смерть. Его присутствие чувствуется, когда вы сталкиваетесь с проблемами здоровья, — тогда страх рожден новыми проблемами, нередко ставящими в тупик людей, привыкших действовать в рамках привычных схем.

Кое-кто ощущает страх перед любыми переменами, даже в малом: переложенные с места на место предметы на письменном столе; отсутствие знакомой таблички с надписью «Объезд» на давно изученной дороге; новая прическа партнера. Он начинает паниковать, потому что эти вроде бы незначительные изменения нарушают порядок жизни, предвещая глобальные перемены, против которых он уже бессилен. А следовательно, он иногда начинает бороться против самых незначительных нововведений, как будто речь заходит о последнем, самом решительном изменении: конечности земного существования.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ

Скомпонуйте все черты вашего характера, в которых заметен элемент «принудительной силы», а также те, которые помогают вам поддерживать ваше существование в рамках необходимого, нормального порядка. Опираетесь ли вы при этом на чью-либо помощь? Может быть, вам помогают ваши дети?

А как быть с теми, кто уже вырос? Вы продолжаете сердиться на них, если они по-прежнему все разбрасывают и раскидывают?

И далее: существуют ли какие-либо общие темы в области религии и/или политики (темы Бога и мироздания), вопросы воспитания либо какие-нибудь темы данной книги, с которыми вы не согласны и с которыми вы готовы спорить? Или вы даже готовы с чем-то бороться?

Только наблюдая за тем, как человек относится к чужому мнению, можно распознать тот или иной тип упрямца: готовы ли вы вести дискуссию на равных, отстаивать свои взгляды? Или заставляете других придерживаться наших взглядов?

О причинах избытка принудительной силы

Маленький ребенок, который максимально наделен жизненной силой, активен и темпераментен, более прямолинеен и бесцеремонен в своем общении с окружающим миром: с мебелью, вазами, накрытыми столами, — и с «душевной мебелью», переживаниями своих родителей, братьев и сестер и прочих родственников. Таким образом ребенок пытается установить свои собственные порядки. Взрослые, в свою очередь, упорно настаивают на своем: не шуми, не делай того, оставь в покое это, положи на место... Так начинается принуждение, которое в один прекрасный день превратится во внутренний закон, и ребенок сам начнет заставлять себя быть более или менее аккуратным и послушным...

Ограничения со стороны взрослых необходимы каждому ребенку. Они защищают от невзгод и опасностей — от горячей плиты, мчащихся по дороге машин и так далее — и регулируют духовную сферу, запрещая любопытному подростку мучить животных и обижать беззащитных.

С помощью активной музыкальной терапии сильно заорганизованный, скованный рамками чужих представлений о порядке, ставших уже его личными, пациент излечивается очень долго, его необходимо постоянно высвобождать из клетки остинатных и повторяющихся ритмических рисунков и одинаковых обрывков мелодий, за которые он цепляется, как утопающий за соломинку, чтобы удержаться на плаву. Освободиться такой пациент может лишь с помощью импровизаций, с помощью «не предусмотренной заранее» музыки, которая помогает выразить и дикие, агрессивные чувства, ломающие все внутренние рамки. В результате находят выход давно задавленные, но не потерявшие своей разрушительной силы эмоции, те, которые пациент прятал в себе и ребенком, и взрослым.

Тяжелые неврозы навязчивости и прочие мании уходят корнями в так называемую анальную фазу. Вспомните о том времени, когда вы сидели на горшке и производили что-то такое, что, собственно говоря, принадлежало только вам одному?

Возможно, вас сразу лишали вашей драгоценной собственности — без комментариев и даже с брезгливостью. А ведь это был ваш первый собственный продукт, и за то, что вы сделали это, вы ожидали ласки, похвалы, понимания...

Не важно, какие именно воспоминания из этой фазы нашего детства встают перед вашим мысленным взором: все они состоят из символов обладания и отнимания, «содержания» и «производства» такового символа. Правда, чаще всего отдавали мы его не добровольно, а в принудительном порядке...

А теперь вернемся к пониманию нормы нашей третьей внутренней силы. При сопоставлении нормы и патологии, о котором я упоминаю постоянно, почти в каждой главе (похоже, я навязываю вам свой собственный порядок, мой порядок структуры данной книги) вы обнаружите особенности процесса принуждения, прикрывающегося таким приятным словом, как «постоянство». «Нормальная» сила внутреннего принуждения проявляется как потребность в постоянстве, в поддержании константного состояния чего-либо — начиная с взаимоотношений, порядка на рабочем столе и заканчивая чистотой и внутренней и внешней.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Есть ли в вашей музыкальной коллекции музыка, которую можно обозначить словом «принуждение», «принуждающая»? Или навязчивая музыка? Та, которая заключает вас в тесное звуковое пространство?

А «строгая» музыка? Музыка, от которой вы бы с удовольствием избавились через какое-то время?

Или музыка, которая воздействует на вас как «музыка порядка»? Точная в исполнении, в интерпретации?

Существует ли в вашей музыкальной коллекции такая музыка, которую можно назвать наиболее «терпимой»? Прослушивание наиболее приятно? Какими особенностями отличается музыка, которая «принуждает» вас к чему- либо?

А какими та, что дает вам чувство порядка, солидности или терпимости? Какие воспоминания пробуждает она в вас? О каких людях, ситуациях и о каком конкретно времени?

Какие инструменты вы слышите в ней в первую очередь?

А какие только при тщательном вслушивании, потому что до того они казались скрытыми, приглушенными?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: