Импровизация вместо слов

Когда для того, чтобы понять друг друга, не найти слов, можно обратиться к методам музыкальной терапии: игра на музыкальных инструментах позволяет перейти на иной уровень взаимоотношений. Он формируется благодаря механизмам «игрового пространства», в котором устанавливаются контакты и обрабатывается структурированный опыт реальности.

У тех людей, которые не способны никому причинить вреда на вербальном уровне, тоже могут возникать коммуникативные трудности, так сказать, «внутренние проблемы». Возникают они потому, что человек, отличающийся великолепным самообладанием, чаще всего напряжен и заставляет себя молчать. Подобные зачастую совершенно неосознанные моменты обычно влекут за собой неприятные последствия для личности. Как в таких случаях музыкально-терапевтическая импровизация способна помочь человеку лучше понять самого себя, показывает следующий пример.

Молодая женщина, уже на протяжении нескольких недель находившаяся в клинике, чувствовала все большее беспричинное волнение. Раньше реагировало только ее тело: ей не хватало воздуха, начинались судороги, она не могла выдавить из себя ни слова. Вполне понятно, что все это неимоверно пугало ее. К примеру, она страшно боялась задохнуться. Женщина ненавидела свое тело — именно за эти непонятные реакции. В ходе лечения она заметила, что данные симптомы появляются у нее в совершенно определенных ситуациях. Она чувствовала, что всему этому существует двоякое объяснение: симптомы возникают тогда, когда она хочет как-нибудь проявить свои чувства либо что-нибудь потребовать и одновременно с этим не хочет ничем нагружать своего собеседника. И во-вторых, когда злится на кого-нибудь, но молчит, потому что боится, что, если она выскажется напрямую, этот человек бросит ее. Со временем она научилась подавлять эти эмоции, но обратила внимание на то, что неприятные, иногда даже пугающие симптомы как-то были со всем этим связаны. Клиентка не знала, как описать то, что с ней происходит, ей не хватало слов, она боялась «взорваться» и потерять над собой контроль. Женщине помогли музыкальные импровизации. В то время как она училась воспринимать «музыкальные взаимоотношения как взаимоотношения духовные», она ощущала, что сама развивается духовно. В игре она почувствовала очень точно, чего еще ей недостает, какие образы нужны ей. Так, после одной из импровизаций она сказала: «Я заметила, что сыграла свое произведение не до конца, — мне надо добавить сюда звучание еще одного инструмента. Я это не придумала, а просто так почувствовала: тут еще чего-то недостает, нужно попробовать в другой аранжировке».

Пациентка смогла выразить словами то, что чувствуешь во время импровизации. Возросла ее уверенность в том, что она больше не должна сопротивляться своим импульсам и спонтанным чувствам, что она может интегрировать их в свою жизнь, в построение своих взаимоотношений с другими людьми.

В музыкальной терапии мы понимаем исполняемую пациентом и терапевтом музыку как образ душевных потрясений.

Первые же звуки, которые сыграет пациент, опекаемый и поддерживаемый терапевтом, отражают характерные для пациента формы взаимоотношения с миром. Звуки упорядочиваются все больше и больше, и в результате пациент с удивлением узнает в них самого себя. Игра превращает обоих игроков в единый организм, в котором слились их чувства, мысли и представления.

И еще раз теория, или Поймать бабочку в объектив 1

Как-то раз мой друг рассказал мне о том, как он хотел заснять на видеокамеру полет бабочки в один прекрасный летний день. Он с головой ушел в работу, бродил по лугу с камерой в руках, над ним кружили целые тучи разноцветных бабочек. Но как только он ловил их в объектив, начинались всяческие сложности: сначала бабочка оказывалась чересчур большой, и он не мог заснять все ее движения, ее полет. Как только он выбирал другую позицию, насекомое было вообще невозможно различить на картинке. Камера создавала дополнительные проблемы. Мой приятель во время своей беготни по лужайке постоянно спотыкался о нее и ее сумку.

Как же заснять полет бабочки? Я вспомнил эту историю для того, чтобы рассказать о некоторых проблемах и подводных камнях, встречающихся в исследованиях по музыкальной терапии.

«Музыкальная частица» вообще очень подвижна, неконкретна, неуловима, видоизменяема. Все эти эпитеты в определенной мере действительны и для импровизационной музыки, по крайней мере для той, что возникает в процессе музыкальной терапии. Как исследовать ее воздействие с научной точки зрения, не разбив ее на отдельные составляющие, не исказив смысл? Связанные с этим трудности часто уже приводили к тому, что в музыкальной терапии ученые пытались ориентироваться на ее языковой компонент или на другие, легко узнаваемые коммуникативные функции. А возникшая в импровизации музыка так и оставалась в стороне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: