(второй – третий год жизни)
Обследование речи ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет проводится логопедом детской поликлиники. Логопедическому обследованию должно обязательно предшествовать обследование слуха!
Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитии, как правило, использует следующие методы обследования:
· анкетирование родителей,
· беседа с родителями,
· наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях и в ходе выполнения специальных заданий,
· изучение медицинской документации,
· ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад,
· собственно логопедическое обследование ребенка (строение и функционирование основных органов артикуляции, состояние произвольных артикуляционных движений (после 1г.6мес.), дифференцированность слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированность понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса).
Если в ходе логопедического обследования у ребенка выявляются серьезные отклонения в развитии речи, то его направляют на дополнительное обследование к логопеду детской областной консультативной поликлиники или в детские поликлинические отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации.
В случаях, когда обследование ребенка с проблемами в развитии речи проводится не логопедом детской поликлиники, а группой специалистов, как правило, проводится комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста. Оно включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:
· изучение клинических сведений о раннем развитии ребенка и исследование состояния его нервной системы в настоящее время (невролог),
· исследование неречевых процессов (конструктивная деятельность, рисование, слуховое внимание, зрительное восприятие, зрительно-пространственный гнозис и праксис, общая и тонкая моторика) – проводится детским психологом,
· исследование произношения звуков и умения их различать в речи окружающих, исследование понимания речи, исследование продуцирования речи (примерный объем слов, произносимых ребенком, состояние фразовой речи) – проводится логопедом.
При подготовке ребенка к любому обследованию, родителям необходимо учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта со специалистом (Е.А. Стребелева, 1998, с. 99).
· Существует определенная последовательность стадий овладения родным языком в раннем возрасте, которая является общей и для нормально развивающихся детей и для детей с выявленными отклонениями в развитии. По темпу своего развития речь ребенка группы риска может существенно отставать от нормы, однако ее развитие все равно идет в том же направлении.
Для предварительной оценки речи своего ребенка родителям можно ориентироваться на такие максимально обобщенные показатели развития, как:
От 1 года до 1 года 6 месяцев
· первые слова - к 1 году,
· постепенное накопление словаря - к 18 месяцам,
от 1 года 6 месяцев до 2 лет
· «лексический взрыв[7]» - в конце второго года жизни,
· первая фраза - к 2 годам,
от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
· постепенное развертывание фразовой речи (высказывания ребенка состоят более, чем из 3 слов),
· появляются вопросы «где?», «куда?»
от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
· усвоение сложных придаточных предложений
· появляются вопросы «почему?», «когда».
На начальных этапах усвоения речевой коммуникации использование маленькими детьми слов в общении с другими людьми имеет некоторые специфические особенности:
1. понимание речи значительно лучше, чем умение говорить слова и фразы,
2. в первую очередь усваивается прагматика языка (диалогическая последовательность высказываний, использование утвердительных и отрицательных кивков головой, умение поприветствовать и попрощаться с собеседником, умение смотреть в глаза взрослому во время разговора и т.д.) при более медленном и постепенном овладении его звуковыми, словообразовательными и грамматическими аспектами,
3. для выражения коммуникативных намерений используется значительное число разнообразных невербальных средств (крики, протягивание рук, направленные взгляды, улыбки, лепетание и вокализации, указательные жесты, подталкивание в нужную сторону).
На сегодняшний день в логопедии значительное распространение получили различные опросники для родителей[8], с помощью которых специалисты получают сведения об условиях развития ребенка в семье, сравнивают представлениях родителей об идеальном ребенке с их впечатлениями о собственном малыше, уточняют характер социальных и внутрисемейных отношений, влияющих на особенности психического развития ребенка. Регулярно заполняемый родителями опросник может стать эффективным средством для организации пролонгированного наблюдения за развитием речи ребенка в семье и, в случае необходимости, очень поможет специалистам в организации эффективной логопедической помощи малышу.
Помните! Современная наука рассматривает нормальное речевое развитие ребенка как динамический процесс с допустимым диапазоном колебаний, в пределах которого существует многообразие индивидуальных вариантов. Логопед на первом обследовании может сделать только предварительные выводы о соответствии или несоответствии развития речи ребенка определенным усредненным стандартам.
Родителям на заметку |
Необходимо динамическое наблюдение за ребенком на протяжении нескольких месяцев, анализ и сопоставление основных показателей его нервно-психического развития с характером звуковой продукции, чтобы можно было дать адекватную оценку состоянию его речи.
В зависимости от причин, которые привели к появлению проблем в развитии речи, она может иметь такие характерные признаки, как
· отсутствие потребности в речевом общении, «ускользание» от телесного, визуального и речевого контакта с близким взрослым,
· длительное «застревание» на доречевой стадии
· позднее появление первых слов и длительное пребывание на этой стадии [9],
· неумение понять фразу из 2-3 слов, хорошо знакомых ребенку по отдельности, вне ситуации общения или без использования подсказывающих жестов или действий со стороны взрослого,
· позднее появление глаголов и других «опорных слов», с которыми связано, в дальнейшем речевом развитии, формирование первых двухсловных высказываний ребенка (типа «дай сый»- дай сыр или «исе сыя» - еще сыра и т.п.), и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка,
· длительное эхолалическое[10] повторение за взрослым нового слова или фрагмента фразы, без умения самостоятельно использовать их в коммуникации,
· копирование вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.
Перечень этих признаков можно было бы продолжить и дальше, но цель нашей книги – не в том, чтобы научить родителей диагностировать отклонения речи у своих детей, а в том, чтобы они овладели основными сведениями о раннем речевом развитии и вовремя обращались за помощью к специалистам.
[1] В частности, приказ МЗ № 383 от … определяет необходимость обязательного осмотра логопедом детской поликлиники всех детей в возрасте 2 лет, но из-за чрезвычайной загруженности логопедических кабинетов этот норматив выполняется далеко не во всех поликлинических учреждениях.
[2] Мать и другие члены семьи не имеют нарушений речи и слуха, тяжелых психических или неврологических заболеваний, препятствующих установлению речевых контактов с ребенком с момента рождения, говорят между собой и с ребенком на едином языке, ежедневно уделяют достаточно времени речевому общению с ребенком.
[3] Эти состояния описаны в разделах книги, посвященных нарушениям эмоционального развития.
[4] См. подробнее в нашей книге О.Е. Громова. Путь к первым словам – Просвещение, 2007, с….
[5] Как правило, в слоговой продукции преобладают заднеязычные звуки.
[6] Постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать – ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма- ма),
[7] Так называют сравнительно короткий период в развитии речи маленького ребенка, когда он стремительно «переводит» свой пассивный словарный запас (то, что понимает) в активный словарь (то, что говорит). В норме на втором году жизни по времени наступления «лексического взрыва» мальчики отстают от девочек не более, чем на 3 месяца.
[8] См. подробнее в нашей книге О.Е. Громова. Путь к первым словам – Просвещение, 2007, с….
[9] Ребенок длительное время, более 6 месяцев, ничего не прибавляет в своем словарном запасе, не учит новые слова и общается с родителями только при помощи нескольких (5-10 слов) первых слов.
[10] От слова «эхо» - ребенок как эхо повторяет слово за взрослым, в самостоятельной речи данное слово он может употреблять.