В старшем дошкольном возрасте эффективно также и на физкультурных праздниках предусматривать часть заданий отдельно для девочек и для мальчиков, а также показательные выступления, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.
Целесообразно, чтобы мальчики и девочки на физкультурных шнятиях носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать представление детей об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек можно предложить
Методические основы физической культуры дошкольников
гимнастические купальники, лосины, для мальчиков — майки и спортивные трусы.
Рассматривание скульптур и картин античного содержания в рамках программы олимпийского образования оказывает положительное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, умения видеть его красоту.
Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями может вестись по нескольким направлениям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие детей в играх и соревнованиях, двигательные предпочтения детей, взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений, система поощрений и наказаний, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физической подготовленности.
|
|
Подбор упражнений. Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий. Организация занятий, учитывающих особенности мальчиков и девочек, может иметь два варианта:
1. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для маль
чиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать изу
чение упражнений, которые требуют разных методических подходов
при работе с мальчиками и девочками (например, метание), и упраж
нений, вызывающих интерес у данной группы детей (например, для
мальчиков — футбол, хоккей, для девочек — упражнения с лентами).
Сюжетное занятие или использование большой тематической игры
также может носить ярко выраженную окраску в зависимости от пола
занимающихся (например, для мальчиков — тематическая игра «Спа
сатели», для девочек — тематическая игра «Театр кукол»).
2. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий для де
вочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения заня
тий тоже имеет две разновидности:
• в подготовительной и заключительной части занятия дети вы
полняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они
делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа
выполняет свое задание;
|
|
• на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вмес
те, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполне
ния для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих
упражнениях — исходные положения; в полосе препятствий —
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц — дозировка).
В этом варианте организации занятий, для того чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.
Нормирование физической нагрузки. Нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. В этой связи в группе, как правило, всегда можно выделить несколько мальчиков (низкого уровня физической подготовленности), которым повышать физическую нагрузку следует постепенно.
В то же время требования поло-ролевого воспитания предполагают формирования у детей установки, что мужчина должен быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. В этих условиях специалист по физической культуре должен так сконструировать занятия, чтобы, постоянно акцентируя внимание детей на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения, тем не менее не нанести вред здоровью детей. Этого можно добиться разными требованиями к выполнению заданий, как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Например, упражнение «поднимание туловища в сед из положения лежа» значительно усложняется, если руки ребенка не помогают, а находятся за головой. Педагог громко объявляет, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины,— 10. А потом, не привлекая внимание детей, предлагает физически неподготовленным мальчикам выполнять поднимание с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, в положении «руки за головой».
Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать и о половых отличиях в реакции организма дошкольников на физическую нагрузку.
Специалист по физической культуре должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы следует очень осторожно использовать в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек.
Методика обучения сложным двигательным действиям. Как отмечалось ранее, существует ряд упражнений, которыми мальчики
50с
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метания на дальность и в цель). И наоборот, есть упражнения, легкие для овладения для девочек и требующие много времени и усилий у мальчиков (например, прыжки на скакалке). Это требует от руководителя физического воспитания изменения методических подходов, что приводит к необходимости построения различных «технологических схем» овладения данными видами движений мальчиками и девочками (разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т. п.).
Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей. Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков. Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично эту проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в физкультурных секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.
|
|
Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большой двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.
Педагог на физкультурных занятиях должен учитывать различия эмоциональности детей. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.
Известно, что мальчики больше подвержены стрессу, например вследствие разрыва с семьей (положили в больницу, ушел из семьи
отец, отдали в круглосуточный детский сад и т.д.). Адаптация к новой ситуации для мальчиков проходит сложнее. В то же время физические упражнения (особенно подвижные игры) служат эффективным средством преодоления стрессового состояния. Для фемин-ных мальчиков очень важно, чтобы взрослый показывал веру в их силы и возможности. Нужно помнить, что мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации, поэтому и ответ педагога должен быть очень конкретным, а девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым, и поэтому в общении с ними педагогу следует больше обращать внимание на дружелюбный тон высказывания.
|
|
Участие детей в играх и соревнованиях. На совместных занятиях следует подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек, и для мальчиков. Следует учитывать, что уровень трудности выбираемого ребенком двигательного задания во многом зависит от сформированного у него типа поло-ролевого поведения. У маскулинных детей самые высокие показатели уровня притязаний. Маскулинными детьми отвергается ситуация неудачи, они стремятся к самоутверждению, часто через самовосхваление. У феминных детей отсутствует такие качества, как упорство, нацеленность на преодоление трудностей. Они часто снижают притязания, боясь неудачи. В поражении обвиняют себя. У андрогинных детей результат выполнения задания связывается с наличием или отсутствием у них необходимых усилий и терпения. Недифференцированные дети с появлением опыта выполняемой деятельности неадекватно повышают притязания. Они склонны к самообвинению.
Феминные дети поддерживают высокую самооценку с помощью низких притязаний, позволяющих избежать неудачи, маскулинные дети — исключительно с помощью высоких притязаний. Маскулинные дети высокими достижениями считают только результат, для достижения которого прилагается много усилий, дети феминной группы успешным считают такое выполнение задания, которое не вызывает у них никаких затруднений.
Маскулинные дети (и девочки, и мальчики) предпочитают лидирующие позиции (в играх выполняют главные доминантные роли, предполагающие активные действия). Часто сами предлагают себя в роли капитана команды, но самостоятельно организовать игру или руководить ею не способны. Роль организатора лучше всего получается у андрогинных детей.