Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 14 страница

через 6—7 дней

Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) и пла­ванием в связи с опасностью резкого охлажде­ния тела

через 14—17 дней

Осторожность в занятиях упражнениями, тре­бующих напряжения сердечно-сосудистой сис­темы

через 10—15 дней

Следует ограничить прыжки, поднимание тя-! жестей и упражнения на гимнастических сна­рядах

через о—о дней

Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей яри выполне­нии физических упражнений

через 12—14 дней

Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполне­нии физических упражнений. Шире использо­вать дыхательные упражнения

через 10—12 дней

В первые дни занятий щадящий режим нагру­зок, особенно в видах, требующих напряжения сердечно-сосудистой системы. Избегать пере­охлаждения, во время занятий на открытом воздухе дышать только через нос

через 30—35 дней

Систематический контроль деятельности серд­ца. Необходимы особая осторожность и посте­пенность нагрузки на занятиях. Если были из­менения в деятельности сердца, то исключают­ся (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием

через 14—16 дней

Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упраж­нения на выносливость, силу и упражнение, связанные с натуживанием

через 14—16 дней Запрещаются занятия плаванием. При вестибу­лярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются также упражне­ния, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, перевороты)

через 20—25 дней

Исключаются в течение полугода упражнения, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки, футбол и др.)



Заболевание Сроки начала занятий Особенности занятий
Скарлатина через 30—40 дней Необходимы особая осторожность и постепен­ность нагрузки на занятия. Если были измене­ния в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносли­вость, силу и упражнения, связанные с нату-живанием

Контрольные вопросы

1. Назовите основные документы планирования учебной работы по
физической культуре дошкольников.

2. Опишите технологию составления квартального плана.

3. Опишите технологию составления конспекта занятия.

4. Дайте характеристику документам физкультурно-массовой работы
в дошкольном учреждении.

5. Как педагог осуществляет контроль образовательной деятельности
дошкольников в области физической культуры?

6. В чем специфика современного подхода к диагностике физиче­
ской подготовленности дошкольников?

7. Как осуществляется взаимодействие педагогов и медицинских ра­
ботников по вопросу контроля здоровья детей в процессе занятий
физическими упражнениями?

8. Опишите технологию определения количественных характеристик
занятия физическими упражнениями.

Литература

1. Алябьева Н. В. Диагностика психофизического и функциональ­
ного состояния дошкольника: учебное пособие / Н.В.Алябьева.—
Мурманск: МГПИ, 1998.- 114 с.

2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн.
мня работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Вино­
градова, Л.Я.Каневская, В. И.Теленчи; сост. В. И. Теленчи. — М.:
Просвещение, 1987.— 143 с.

3. Давыдов В. Ю. Морфо-функциональные показатели и развитие
моторики у детей 3—6-летнего возраста разных типов конститу­
ции // Теория и практика физической культуры. — 1995. №11.
< W -43.

'I. Двигательные качества и методика их развития у дошкольни-iiiii / Сост. Н. А. Ноткина. — СПб.: Образование, 1993.— 36 с.



Методические основы физической культуры дошкольников

5. Лескова Г. П. Влияние оценки воспитателя на физкультурном
занятии на усвоение движений детьми // Физическое воспитание
детей дошкольного возраста // Под ред. А. И. Шустова. — М.: Про­
свещение, 1982. С. 104-109.

6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред.
Л. Б. Кофмана; авт.-сост. Г. И. Погадаев. — М.: ФиС, 1998.— 496 с.

7. Никитюк Б. А. Принципы и приоритеты физического воспи­
тания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической
культуры, 1994. №7. С. 5—7.

8. Петренкина Н. Л. Определение физической подготовленности
детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук / Н. Л. Пет­
ренкина.— СПб., 2004.- 151 с.

9. Сочеванова Е. А. Вариативность содержания региональной
программы по физической культуре дошкольников (на примере
Санкт-Петербурга): дис. канд. пед. наук / Е.А. Сочеванова. — СПб.,
2006. - 258 с.

10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспита­
ния и развития ребенка: Учеб. пособие.— М.: Академия, 2001.
368 с.

11. Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе /
Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной. — М.:
Просвещение, 1980.— 144 с.

12. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошколь­
ных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. училищ.—- 3-е изд., пере-
раб. и доп.— М.: Просвещение, 1984.— 208 с.

13. Чабовская А. П. Практикум по основам педиатрии и гигиены
детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1985. — 128 с.

14. Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна до­
школьнику: Кн. для воспит. дет. сада и родителей. — 2-е изд. — М.:
Просвещение, 2000. — 79 с.


ГЛАВА 5

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Современная концепция образования детей в дошкольном уч­реждении предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода к ребенку в любом виде деятельности. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы, организуе­мой дошкольным учреждением, педагогу необходимо учитывать ин­дивидуальные особенности развития ребенка.

В условиях увеличения количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и вследствие этого появления значительного числа дошкольных учреждений санаторного и компенсирующего ви­да, перед специалистом по физической культуре встает задача овла­дения методикой организации занятий физическими упражнениями, решающей в первую очередь специальные задачи оздоровительной и коррекционной физической культуры и имеющей отличия от ме­тодики, разработанной для здоровых детей. В дошкольных учрежде­ниях санаторного и компенсирующего вида особое значение приоб­ретают занятия лечебной физкультурой.

5.1. Реализация индивидуально-дифференцированного

подхода на занятиях физическими упражнениями

с дошкольниками

В процессе занятий физическими упражнениями с дошкольни­ками педагог должен учитывать состояние их здоровья, тип нервной деятельности, а также половые особенности.

Учет состояния здоровья детей. Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников является двига­тельный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом со­стояния здоровья, индивидуального уровня физической подготов-иепности и функциональных возможностей детей. Такой учет воз­можен только при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.

Следует отметить, что нередкой является практика временного освобождения детей, перенесших острые респираторные заболева­ния, грипп, обострение хронического тонзиллита, пневмонию и др.,



Методические основы физической культуры дошкольников

от физкультурных занятий и прогулок. В результате у таких детей резко снижается двигательная активность и не восполняется дефи­цит движений, который возник во время болезни. Все это приводит к понижению биологической надежности разных систем, к сниже­нию эмоционального тонуса и тем самым к более позднему выздо­ровлению. Между тем правильно дозированная мышечная нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реак­ций, т. е. восстановлению сниженных под влиянием перенесенного заболевания функциональных возможностей ребенка.

Безусловно, к детям, перенесшим заболевания, на физкультур­ных занятиях нужен особый подход. Тем не менее они должны заниматься физическими упражнениями с первых дней возвращения в дошкольное учреждение. Однако нагрузку следует дозировать: ис­ключать упражнения, требующие большого физического напряже­ния, — бег, подвижную игру, прыжки, лазание. Нежелательны и упражнения с резким изменением положения тела (лежа и стоя), так как вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нару­шается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.

У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теп-лорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, дети могут быть одеты несколько теплее здоровых детей. Однако, оберегая детей от чрезмер­ных физических нагрузок, нельзя их долго оставлять на уровне сни­женных, так как малые нагрузки не тренируют организм и не совер­шенствуют его функций. В таком же дифференцированном подходе к нагрузкам нуждаются ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, дети с ускоренным ростом.

Величину нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его физического состояния определяет врач на основании его анамнеза и проведения функциональных проб.

Учет психологических особенностей детей. В процессе занятий физическими упражнениями педагогу необходимо учитывать свой­ства нервной системы занимающихся. Возбудимые дети характери­зуются высоким уровнем физической работоспособности, они ус­пешно и хорошо выполняют упражнения скоростного характера, но хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Эти ре­бята выполняют все упражнения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя рисунок движения. Для тренировки нервных процессов у таких детей необходимо использо­вать чередование упражнений с разным темпом и добиваться стро­гого выполнения заданного ритма и рисунка движения. В подвиж-


Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...

ных играх полезно чаше давать им роли, требующие активного тор­можения.

Дети со слабым типом нервных процессов отличаются снижен­ной двигательной активностью, особенно трудны для них нагрузки скоростного характера и упражнения на выносливость. Они медлен­но и с трудом овладевают новыми движениями, поэтому нуждаются в большем количестве повторений трудных упражнений, а для за­крепления двигательных навыков — в дополнительной, индивиду­альной работе во время подвижных игр. Таких ребят необходимо побуждать к подвижным играм во время самостоятельной деятель­ности, в организованных подвижных играх поручать им роли, тре­бующие активного действия. А для укрепления веры в свои силы использовать тактику одобрения, поощрения, похвалы.

Педагог должен очень аккуратно использовать оценку деятель­ности дошкольника. Положительная оценка вызывает активизацию деятельности, в то время как отрицательная подавляет и дезоргани­зует физиологические процессы. У разных детей ответные реакции неоднозначны. На самоуверенных ребят, которых часто хвалят, по­ложительная оценка педагога может оказать и слабое воздействие, отрицательная же оказывается более эффективной. Робких детей отрицательная оценка совсем дезорганизует. Большую ценность имеют радостные сопереживания педагога по поводу успехов ребен­ка. Порицания допустимы лишь в тех случаях, когда это действи­тельно оправдано.

Однако необходимы и полезны переживания ребенком отрица­тельных социально значимых эмоций, огорчения, раскаяния по по-иоду нехорошего поступка, небрежно выполненного задания, сочув­ствия другому, грусти, возмущения и др.

Учет половых особенностей детей. Сегодня наиболее актуаль­ным, с одной стороны, и наименее разработанным — с другой — является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях. Половая принадлежность является одной из фундаментальных ха­рактеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.

В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, в котором размываются границы между жен-i кими и мужскими социальными ролями, поло-ролевая социализа­ция осуществляется стихийно, без должного педагогического вни­мания, в результате чего воспитание поло-ролевого поведения



Методические основы физической культуры дошкольников

серьезно затрудняется, а в некоторых случаях приобретает искажен­ный, деструктивный характер. Поэтому все менее отчетливо прояв­ляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола: мужественности — у мальчиков и женственности — у девочек.

Явление стирания половых различий противоречит существу­ющим культурным нормам взаимоотношений полов, а также тради­циям половой дифференциации, сформировавшимся в течение мно­гих веков. Известно, что уровень сформированное™ поло-ролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессио­нальной подготовленности педагогов дошкольных учреждений в об­ласти воспитания детей разного пола. Среда дошкольного учрежде­ния, как правило, не содействует поло-ролевой социализации маль­чиков и девочек, не содержит элементов, способствующих проявлению ими мужских и женских способов поведения.

Мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать — вос­питательница — учительница). Требования к мужественности маль­чика приобрели декларативный характер, так как, сколько бы маль­чик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он вос­питывается как «удобный» в обращении для женщин.

Выделяют 4 типа поло-ролевого поведения.

Маскулинные дети (от лат. masculinus — мужской): ценят авто­ритет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола отвергают жен­ское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому автори­тету, что свидетельствует о потребности маскулинных детей в зна­чимых мужчинах, в том числе и мужчинах-педагогах.

Эти дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любы­ми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции (в играх выполня­ют главные доминантные роли, предполагающие активные дейст­вия). Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношения со сверстниками: у боль­шинства из них (75%) маскулинные проявления поведения (сила, решительность и т. п.) носят преимущественно деструктивный ха­рактер.

Феминные дети (от лат. femina — женщина, в литуратуре также используется термин «фемининные»): независимо от половой при­надлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль пове­дения, связанный с зависимым, подчиненным положением, осто



Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...

рожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельно­сти, ориентированностью на других. Особенно ярко зафиксирован­ная тенденция прослеживается у феминных мальчиков, для которых оказалась значимой стратегия сознательного ограничения своего «исследовательского пространства». В то же время у феминных мальчиков обнаружена внутренняя потребность в социальных ожи­даниях, связанных с верой в их силы и возможности. Феминные дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с феминными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социаль­ной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными де­вочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся про­демонстрировать свою несостоятельность. Ожидания от сверстников критических замечаний создают у феминных мальчиков трудности в общении с другими детьми. Феминные девочки в социальных контактах остаются успешными.

Андрогинные дети (от лат. andros — мужской, gune — женщина): относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без при­вязанности к традиционным нормам, для них характерна направлен­ность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодо­ление трудностей. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от их пола, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом сами являются популярными у детей всех поло-ролевых групп. Андрогинные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведе­нии традиционно мужские и женские черты, берут на себя маску­линные и феминные роли. Их маскулинные качества носят.кон­структивный характер (защита, помощь и т. п.). Им присущи настой­чивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их лич­ностного благополучия.

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и жен-i кий стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо поло-ролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением mi l'x видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достиже­ния, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и шиетное избегание контактов — таковы основные характеристики недифференцированных дошкольников.



Т.'.


ЗД1


Методические основы физической культуры дошкольников

Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных уч­реждениях для мальчиков и для девочек практически не имеет раз­личий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Упоминание о половых различиях встреча­ется лишь в результатах тестирования уровня физической подготов­ленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Исследования показывают, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превы­шают средние результаты девочек. Девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие. Это является ос­нованием тому, что в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физи­ческой готовности, различные для девочек и мальчиков.

Однако сегодня уже доказано, что в дошкольном возрасте раз­личия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышает естественные различия между половыми группами. Таким образом, при оценивании двига­тельных возможностей дошкольников необходимо учитывать тип их конституции.

Двигательная активность дошкольников зависит от различных факторов, в том числе от сезонных явлений года, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в дошколь­ных учреждениях. Наиболее значимые половые различия в средних величинах показателей двигательной активности (объем, интенсив­ность) наблюдаются у детей 5 лет. Средний объем двигательной ак­тивности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек — 1370; мальчиков 6 лет — 2500, девочек — 2210; мальчиков 7 лет — 3275, девочек — 3040.

Рассматривая обучение детей физическим упражнениям, следует отметить, что есть ряд движений, темпы овладение которыми раз­личаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим за­труднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков). Следует учитывать, что исторически ме­тание было прерогативой мужчин, мальчикам нравится подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде.

Уже в пятилетнем возрасте замечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Это также можно объяснить предпочтением этих упражнений девочка­ми, в то время как мальчики практически не используют этот вид


Глава 5. Учет особенностей развити я ребенка в процессе...

движений в самостоятельной деятельности. Замечено, что при от­сутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через ска­калку у мальчиков и девочек 6—7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольни­ков также имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчи­ков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та де­ятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения ско-ростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на даль­ность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам.

Формирование соответствующего полу ролевого поведения маль­чиков и девочек должно осуществляться и в процессе занятий до­школьников физическими упражнениями.

В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях педагог акцентирует внимание детей на принадлежности их к определенному полу. Например: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы девочки, опустили руки. Девочки берут ленточки и подходят ко мне».

В среднем дошкольном возрасте формируется активное отноше­ние ребенка к окружающим как к представителям разных полов. Разделение на мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических по­повых различий.

На физкультурных занятиях следует обращать внимание детей па различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответствующие общеразвивающие упражнения. С этого но |раста следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов. Например, педагог не только дает задание по уборке






Методические основы физической культуры дошкольников

оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Оля, Наташа и Настя аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Лена повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте, мальчики, встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требова­ния к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмично­сти, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластично­сти, выразительности, грациозности (для девочек).

В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представле­ния детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игруш­ках. Например, игра «Я знаю пять имен девочек». Известная игра малой подвижности «Съедобное — несъедобное» может быть преоб­разована в вариант «Мамина одежда» или «Игрушки мальчиков».

Игра «Игрушки мальчиков». Играющие становятся в круг. Руко­водитель находится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок дол­жен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.

В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая диф­ференциация ролей, в которых проявляются различные черты ха­рактера, свойственные мужскому или женскому полу. В процессе игры педагог может создавать различные ситуации, которые будут способствовать более яркому проявлению тех или иных черт.

Например, игра «Такси» помогает закрепить представление о мужской профессии водителя автомобиля. Мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату), где стоят пассажиры-девочки. Девочки «садятся в машины» (берутся руками за обруч) и едут по своим делам — в магазин, в парикма­херскую, в детский сад.

Сюжетно-ролевые игры с акцентом на разнополое поведение педагог может использовать для определения типа поло-ролевого поведения детей (маскулинный, феминный, андрогинный, недиф­ференцированный) и при необходимости спланировать коррекцион-ную работу с ними.

Физкультурные досуги также можно проводить на тему «Мы — мальчики, а мы — девочки», где следует закреплять в двигательной деятельности определенные половые стереотипы в поведении детей.


Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...

В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной об­щностью интересов ее представителей, возникновение ориентации на образ «Я» мальчика или девочки.

У мальчиков старшего дошкольного возраста наибольший инте­рес вызывает героическая, в том числе военная, тематика, что на­ходит отражение в играх, изобразительной деятельности, выборе произведений художественной литературы, песен соответствующего содержания, а также интересе к определенным сторонам окружа­ющей действительности.

С целью дифференцированного физического воспитания целе­сообразно разрабатывать большие тематические игры, которые мож­но было бы применять при работе по подгруппам, соответственно с мальчиками или девочками. Для мальчиков могут использоваться игры: «Охотники», «Космонавты» «Спасатели» и т. п. Для девочек: «Из жизни цветов», «Феи», «Кукольный магазин» и т. п.

Подбор упражнений для комплексов ритмической гимнастики должен учитывать характер движений мальчиков и девочек. Музы­кальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений следует подбирать разные для девочек и' мальчиков. Движения маль­чиков должны носить активный, решительный, силовой характер. Движения девочек должны отличаться артистичностью, пластично­стью, изяществом.

При использовании на физкультурном занятии схем построения детей или карточек для самостоятельного выполнения упражнений следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.

В формировании знаний дошкольников о видах спорта необхо­димо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спор­та, предусматривающих выступление смешанных пар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: