Учебно-методический комплекс по дисциплине
Разработка управленческого решния
лекциОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Специальность: 08050465 Государственное и муниципальное управление
Преподаватель:
____ Пекарш Н.Н., ассистент _________________________
(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)
__________________________________________________
Самара 2007 г.
Тема 1. Научные основы принятия управленческого решения.
Место и значение процесса принятия УР в организации. Менеджер и УР. Понимание понятия «решение» в науках об управлении. Содержание понятия «решение» в психологии, экономике, общей теории принятия решения, в менеджменте. Выделение специфики управленческого решения. Области принятия УР. Биологическая, техническая, социальные системы. Функции ПРУР.
Возникновение науки об управленческих решениях. Общие сведения о теории принятия решений. Ее связь с другими науками об управлении. Междисциплинарный характер исследования проблемы принятия решений.
Люди и их роли в процессе принятия УР. Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений. Роли ЛПР. Организация процесса разработки УР. Функции ЛПР. Формулирование проблемы, сценария ее достижения, распределение ресурсов, назначение ответственных. Факторы, влияющие на организацию ПРУР.
|
|
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Чтобы оказать вам помощь в этом, ниже мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений — часть каждодневной работы управляющего. Как говорит проф. Фрэнк Харрисон: «Принятие решений — это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, — эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги». Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях.
|
|
Как определено выше, решение — это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
РЕШЕНИЕ — это выбор альтернативы.
К решениям относится как малозначащий выбор одежды для работы или меню второго завтрака, так и выбор места работы или спутника жизни. Хотя зачастую альтернатив множество — в меню может быть 50 наименований, в университете свыше 100 основных специальностей — почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Что касается других решений, например, о том, куда направиться жить после окончания колледжа или какой стиль жизни удовлетворил бы нас, то мы принимаем их после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания определенным решениям. Например, некоторые люди терзаются неделями по поводу покупки пары туфель и действуют импульсивно, приобретая автомобиль стоимостью 15 тыс. долл.
Термин «принятие решений» встречается в различных научных дисциплинах. Прежде всего, следует назвать экономику, где исследуются проблемы разумного, рационального использования ограниченных ресурсов потребителем (покупателем товаров) и производителем. Считается, что у людей есть «внутренние весы», на которых «взвешивается» привлекательность различных объектов — их полезность. Экономика определяет правила рационального поведения людей в задачах выбора.
Термин «принятие решений» активно используется в когнитивной психологии. Психологи давно изучают особенности человеческой системы переработки информации. Рассматриваются гипотезы о том, как влияет организация человеческой памяти на процесс принятия решений. Психологи стремятся экспериментально определить границы человеческих возможностей в задачах выбора.
В такой науке как политология одним из главных объектов изучения является механизм принятия лидерами политических решений.
«Принятие решений» - один из основополагающих терминов в научном направлении, известном под названием «исследование операций».
Принятие решений является одним из направлений прикладной математики. Ставятся и решаются задачи обоснования свойств функции полезности в зависимости от тех или иных условий, накладываемых на правила выбора.
Слова «принятие решений» можно встретить и в зоологии, когда исследуются проблемы выбора, совершаемого живыми организмами: бабочками, птицами, рыбами, обезьянами и т.д.
Термин «решение проблем», весьма близкий по своему характеру к термину «принятие решений», является центральным для искусственного интеллекта. В рамках этого направления создаются различные компьютерные системы, имитирующие поведение людей при решении тех или иных проблем.
В информатике и вычислительной технике в последнее время уделяется большое внимание построению систем поддержки принятия решений, помогающих человеку в задачах выбора.
Рассмотрение процессов и проблем принятия решений в различных научных дисциплинах вполне оправдано. Центральным для этих проблем является сам акт выбора человеком одного из вариантов решений. В отличие от других научных дисциплин в науке о принятии решений основным предметом является исследование процесса выбора. Эта наука изучает, как человек принимает решения и как следует ему в этом помогать, создавая специальные методы и компьютерные системы.
|
|
Итак, принятие решений - это прикладная научная дисциплина. Основную роль в ее развитии играют практики, помогающие людям в сложных задачах выбора. Создание методов принятия решений требует рассмотрения математических, психологических и компьютерных проблем. В связи с этим в развитии принятия решений как научного направления принимают участие математики, психологи, политологи, специалисты по искусственному интеллекту, теории организаций, информатике, вычислительной технике.
Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной. Перечисленные виды систем обладают различным уровнем непредсказуемости в результатах реализации решений.
УР может выполнять следующие организационные функции – планирование, организация, мотивация, контроль.
Организационный аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития
предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности:
самоутверждение личности, творческая самореализация).
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
|
|
Принятие эффективных решений началось одновременно с началом коллективной деятельности, т.е. с момента возникновения организаций. Одновременно с возникновением и развитием управления возникала и развивалась теория принятия решений.
Наука об управлении начала развиваться в период с 1885—1920 гг. Ее развитие связано с именами таких ученых, как Тейлор, Гилбрет, Гант.
Школа Тейлора впервые доказала, что наука об управлении — это самостоятельная наука, а организация выиграет, если планированием и управлением будут заниматься профессионалы.
Классическая (административная) школа (1920—1950 гг.). Основоположником является А. Файоль. Ее приверженцы стремились создать универсальные принципы управления; они разработали систему управления, структуру организации и управления работниками.
Школа человеческих отношений (1930—1950 гг.) — неоклассическая. Для нее характерно осознание человеческого фактора как основного элемента эффективной организации.
Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время). Представители школы — Анджерис, Лайкерт, Мак-Грегор — делают упор на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, содержания и качества трудовой жизни. Эта школа основана на количественных методах, и особое внимание уделяет моделированию процессов управления.
Теория принятия управленческих решений (ТПР) начала интенсивно развиваться в 40-е годы XX в. В 50—60-е годы система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специальных научных дисциплин: исследование операций управления техническими системами, системный анализ и т.д. В каждую из них обязательно входила ТПР.
Встречаются два определения принятия решений:
1) расширенное — принятие решений отождествляется со всем процессом управления;
2) узкое — понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.
В ТПР имеет смысл включать также и исполнение решений, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением. Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений является генерирование альтернативных вариантов решений. Таким образом, сложившиеся к концу XX в. все направления данной науки в значительной степени взаимосвязаны и их конкретное название определяет тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент.
Постепенно в рамках ТПР развивались методы получения и анализа не только количественной, но и качественной информации, что расширило границы общей теории управления. Поэтому предметом ТПР наряду с количественными методами стали и качественные методы (экспертного оценивания, многокритериального анализа, содержательного анализа ситуации и т.д.).
Создание современной компьютерной системы поддержки принятия решений, экспертного оценивания, автоматизированной системы оценивания, предназначенные для использования в процессе принятия решений, связано с резким увеличением объема информации, которую следует учитывать при разработке управленческих решений экспертами.
Помимо различных школ в науке управления выделяют четыре основных подхода: количественный, процессный, системный, ситуационный.
Количественный подход (с 50-х годов XX в. по настоящее время). Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных к количественным оценкам при помощи математических, статистических методов, экспертных оценок. Особое внимание уделяется моделированию процесса управления. Он положил начало новым научным направлениям, связанным с выработкой и принятием управленческих решений.
Процессный подход. Управление рассматривается как серия взаимосвязанных непрерывных действий, направленных на достижение поставленных целей с помощью других. Действия, составляющие процесс управления, называются управленческими функциями. Каждая управленческая функция в свою очередь представляет собой процесс, поскольку также является серией взаимосвязанных непрерывных действий.
При этом подходе управленческие решения рассматриваются как связующий процесс, объединяющий все функции управления. Управленческий цикл в процессном подходе представлен на рис. 1.1.
Получение и анализ информации о состоянии объекта | Определение условий и выработка решений | Выдача управляющей команды | Реализация решений и изменение объекта |
Рис. 1.1. Управленческий цикл в процессном подходе
Осуществляемые субъектом управления управленческие операции направлены на принятие решения проблемы. После того как решение принято, все последующие этапы управленческого цикла подчиняются реализации решения.
Предполагается, что правильное решение позволяет решить проблему, т.е. перевести систему в новое состояние, при котором нет проблемной ситуации и которое соответствует целевым показателям.
В процессном подходе выделяют четыре этапа управленческих решений (УР): подготовка УР, принятие УР, реализация УР, контроль и анализ реализации УР.
Системный подход. При системном подходе организация, состоящая более чем из одного участника, рассматривается как система. Под системой понимается некая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, которые вносят свой вклад в характеристики целого для достижения общей цели. Считается, что организация имеет такие составляющие части, как структура, задачи, технологии, люди, цели. Очень важно для понимания системы как единого целого, что все части системы взаимосвязаны и изменение одной из них может повлечь изменения (и более серьезные) в других ее частях. Важным фактором является воздействие на организацию как на систему окружающей среды, и наоборот, воздействие организации на окружающую среду.
Основное достоинство системного подхода состоит в том, что он объединил в процессе управления отдельные составляющие системы (подсистемы) в целое, каким является организация. Он позволил осознать, что управлять надо не только отдельной подсистемой организации, но и всей организацией в целом, принимая во внимание сложные взаимосвязи, существующие внутри системы, и ее взаимоотношения с окружающей средой.
Ситуационный подход (с 60-х годов XX в. по настоящее время). Согласно данному подходу в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять. Процесс управления рассматривается как последовательность УР в конкретных ситуациях. Ситуации, в которых надо принимать управленческие решения, достаточно разнообразны, и руководитель должен найти и принять эффективное решение в каждой из ситуаций, с которой приходится ему и организации, которой он руководит, сталкиваться. Одной из основных особенностей ситуационного подхода является то, что он сочетает в себе возможности системного подхода и количественного подхода.
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методов решения проблем, т.е. подходов, принципов.
Количество подходов и принципов, применяемых к менеджменту, зависит от объема понятия «менеджмент». При трактовке менеджмента в широком смысле применяются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции.
Теория и практика экономического управления объектами позволяют установить возможность применения системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного, научного подходов. Каждый из них отражает или характеризует конкретный аспект менеджмента.
Комплексный подход. При применении комплексного подхода учитываются технические, экономические, экологические, логические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике эти требования соблюдаются редко. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур полезно учитывать социальные и психологические аспекты.
Интеграционный подход. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на использование и усиление взаимосвязей:
1) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
2) между стадиями жизненного цикла объекта управления;
3) между уровнями управления по вертикали;
4) между субъектами управления по горизонтали. Маркетинговый подход. При решении любых задач данный подход
предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.
Функциональный подход. Особенность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения. Динамический подход. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
Воспроизводственный подход. Данный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Нормативный подход. Сущность подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Административный подход. При этом подходе регламентируются функции, права, обязанности, нормативы качества, затраты элементов системы менеджмента в нормативных актах.
Поведенческий подход применяется с целью оказания помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организацией. Основной целью этого подхода является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности Нее человеческих ресурсов.
Перечисленные подходы рекомендуется применять при решении любой задачи, возникающей при функционировании или развитии системы менеджмента, по стадиям жизненного цикла объекта, при стратегическом, тактическом или оперативном управлении.
Роли, связанные с принятием решений | ||
Предприниматель | Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов | Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений | Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации — что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации | Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных |
Ведущий переговоры | Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах | Ведение переговоров |