Психологическая характеристика типов темперамента. Дадим психологическую характеристику типов темперамента, выделив в каждом из них главное свойство и ряд (не менее трех) второстепенных свойств.
Холерик: главное свойство: преобладание возбуждение над торможением, которое раскрывается через такие свойства, как:
а) неуравновешенное, агрессивное поведение;
б) отношение к деятельности: страстно-увлеченное;
в) эмоции: сильные и кратковременные; резкий переход от одной эмоции к другой;
Сангвиник: главное свойство: пластичность, которое обнаруживается через:
а) уравновешенное и дружелюбное поведение;
б) поверхностные и кратковременные эмоциональные переживания;
в) гибкость ума, находчивость;
г) приспособляемость к меняющимся ситуациям, нахождение контакта с новыми людьми, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой;
д) продуктивность при динамической и разнообразной работе, стремление к творчеству и новизне.
Флегматик – главное свойство: преобладание торможения над возбуждением, которое обнаруживает себя через:
|
|
а) способность к устойчивости внимания и неспособность к быстроте его переключения на другие объекты;
б) уравновешенное и сдержанное поведение;
б) силу и глубину эмоциональные переживания при их слабой зкспрессии и динамике протекания;
в) невысокую общительность, интровертированность;
г) настойчивость, терпение, усидчивость;
д) длительное формирование межличностных отношений с людьми.
Меланхолик – главное свойство: сензитивность (повышенная чувствительность: низкий порог ощущений и переживания эмоций), которая обнаруживает себя в таких свойствах, как:
а) впечатлительность: чувства отличаются глубиной, большой силой и длительностью, хотя экспрессия слабо выражена;
б) повышенная эмоциональная ранимость, когда незначительный повод вызывает сильные и длительные отрицательные эмоции, устойчивость внимания на психологической травме;
в) склонность к пониженному настроению, тревожности, обидчивости;
г) низкая стрессоустойчивость;
д) в медленном психическом темпе, в вялости и замедленности движений;
е) интровертированности, склонности к замкнутости, слабому внешнему выражению чувств, зависимость от внутренних образов, обращенность к своему внутреннему миру.
Принципы учета темперамента в деятельности.
Холерику:
Рекомендуется:
а) разнообразные виды деятельности, требующие не только концентрации внимания, но и резкое его переключение;
НЕ рекомендуется:
а) однообразная, монотонная работа;
В процессе воспитания: а) развивать инициативность, работоспособность, активность; б) нейтрализовать резкость, вспыльчивость, неустойчивость настроения.
|
|
Сангвинику:
Рекомендуется:
а) разнообразная деятельность, в том числе связанная с общением с другими людьми, целесообразен как руководитель;
НЕ рекомендуется:
а) однообразная, монотонная деятельность, особенно та, к которой потерян интерес;
В процессе воспитания: а) развивать инициативность, коммуникабельность, жизнерадостность, устойчивость; б) нейтрализовать неустойчивость интересов и склонностей, несобранность, легкомысленное отношение к делу.
Флегматику:
Рекомендуется:
а) однообразная, монотонная, привычная работа, не требующая быстрого переключения внимания, а также установления широкого круга знакомств и межличностного общения с людьми;
б) деятельность, требующая для своего качественного выполнения высокую устойчивость внимания.
НЕ рекомендуются:
а) новые, неосвоенные виды деятельности, требующие быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях;
б) профессии, связанные с установлением психологического контакта и широкого круга межличностного общения.
В процессе воспитания: а) развивать уравновешенность, настойчивость, высокую работоспособность; б) нейтрализовать недостаточную общительность, медлительность, безразличие, инертность.
Меланхолику:
Рекомендуется:
а) деятельность с оптимальным сочетанием труда и отдыха; б) ориентироваться на повышенную его чувствительность и ранимость.
НЕ рекомендуется: а) работа, требующая большого напряжения, особенно в стрессовых и нестандартных ситуациях, требующих большого нервного напряжения.
В процессе воспитания: а) развивать чуткость, способность к сопереживанию, а также к концентрации внимания; б) нейтрализовать мнительность, неуверенность, обидчивость и замкнутость.