1. Упражнения, активизирующие работу учащихся.
Упражнение 1. «Пересаживание».
Учитель предлагает ряд пересаживаний:
- Пусть пересядут все, у кого фамилия начинается на гласную букву (все, чьи фамилии начинаются на гласную букву, меняются местами, стараясь сделать это как можно быстрее);
- пусть пересядут те, кто любит играть в баскетбол (футбол и т.п.);
- кто любит рэп (бардов и т.п.).
- кто любит фантастику (детективы и т.п.)
и т.д.
Упражнение 2. «Построение».
Для проведения этого упражнения надо встать, освободить от стульев площадку (все построения проводятся без разговоров).
Учитель предлагает ряд перестроений:
- Пусть все участники построятся…
· по цвету волос (от тёмных до самых светлых);
· по размеру обуви;
· по цвету глаз;
· по величине ладони;
· и т.д.
Эти упражнения интересны тем, что, наблюдая за ребятами во время выполнения заданий, можно без труда определить, кому присущи лидерские качества (подросток берёт инициативу в собственные руки и осуществляет построение), а кому – качества ведомого (покорно встаёт на место, которое ему указали).
Упражнение 3. «Двое рисуют одним карандашом»
Участники садятся парами. Каждая пара получает по листку бумаги и по карандашу. Не договариваясь заранее, партнеры в парах, молча, держа вдвоем один карандаш, рисуют на одном листе бумаги. Задайте вопросы: Что нарисовали? Как решили, кто будет лидировать? Каков психологический смысл задания?
Продолжительность упражнения – 6 мин.
2. Необходимые базовые компетенции современного человека.
· Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, систематизировать и применять информацию для решения проблем);
· Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
· Самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
· Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).