По направлению 050400.68 «психолого-педагогическое образование», проФИЛЬ «Педагогическая психология» (магистратура)

Согласно требованиям ФГОС, целью государственного междисциплинарного комплексного итогового экзамена является «установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне». В соответствии с этим содержание государственного междисциплинарного экзамена составлено на базе программ дисциплин общенаучного цикла и дисциплин профессионального цикла, определяющих в совокупности формирование профессионального облика обучающегося. Соответственно, и проблемы в билетах сформулированы таким образом, что предполагают,знание теоретических основ проблемы, а также способность решать проблемы на практике.

Перечень вопросов, выносимых на государственный междисциплинарный комплексный экзамен по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов.

Психолого-педагогические основы

1. Развитие образования в современной России

Понятие образование. Общая характеристика процесса образования человека. Основные направления реформирования российского образования и инновационные процессы. Развитие российского образования в контексте социально-экономической модернизации России и глобализационных процессов.

На основе анализа ФГОС (по выбору отвечающего – любого уровня образования) сделайте вывод о том, насколько в выбранном стандарте созданы возможности для развития личности обучающегося.

2. Изменения в содержании отечественного образования: проблемы разработки и внедрения ФГОС

Компетенции и универсальные учебные действия как новые результаты образования.

Опишите на уровне образовательного учреждения критерии оценки инновационного образовательного проекта (по выбору отвечающего: относящегося к сфере обучения, внеурочной деятельности, к определенному уровню образования (дошкольному, начальному, общему, и др.)

3. Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в современной России

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (А.Данилюк, А.Кондаков, В. Тишков).

На основании анализа государственных стандартов нового поколения покажите, какие возможности и условия для духовно-нравственного развития и воспитания заложены в содержании стандарта.

4. Нормативно-правовое регулирование образования

Правовые основы реформирования отечественного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» Ведущие принципы и цели российского образования, их отражение в изменении структуры российского образования. Национальный проект «Образование»: основные компоненты и пути их реализации. Внедрение в практику элементов новых управленческих идей и подходов.

На основе анализа текста правовых актов покажите, как реализуются в тексте Закона об образовании ст. 43 Конституции РФ.

5. Инновационные процессы в образовании

Содержание понятий «инновации». Инновационные процессы в образовании. Образовательная инициатива «Наша новая школа» и инновационные формы ее реализации в деятельности учреждений высшего профессионально-педагогического образования. Специалист XXI века – как основная цель реализации «Нашей новой школы».

Дайте аргументированную характеристику своих профессиональных качеств и компетенций и обоснуйте программу их саморазвития.

6. Современные тенденции развития образования

Образовательные системы в современном мире (характеристика 2-3 образовательных систем различных государств).

На основании проведенного анализа покажите, в какой степени данные образовательные системы сочетают достижение целей социального воспитания и интересов развития личности.

7. Качество образования

Качество образования как философское, социально-экономическое и педагогическое понятие. Механизмы управления качеством образования.

С использованием конкретного примера из практики расскажите о процедуре э кспертизы образовательной среды школы. Охарактеризуйте итоги экспертизы учреждения.

8. Наука как сфера человеческой деятельности

Наука как сфера человеческой деятельности, как система знаний, как результат деятельности. Уровни научного знания. Естественные, социальные и гуманитарные науки: подходы к классификации наук.

По предложенной комиссией теме определите возможные предмет, объект, цель, задачи исследования. Предложите и обоснуйте методы исследования. Разработайте прогноз наиболее вероятных результатов эксперимента по проблеме исследования.

9. Методология и методы науки

Понятие метода и методологии науки. Научная теория и ее структура. Логическая структура научного исследования. Специфика психологического и педагогического исследования.

По предложенной комиссией теме определите возможные предмет, объект, цель, задачи исследования. Предложите и обоснуйте методы исследования. Разработайте прогноз наиболее вероятных результатов эксперимента по проблеме исследования.

10. Культурно-историческая эволюция науки

Т.Кун о парадигмальном развитии науки. Понятие о научном сообществе. Особенности перехода от классической к неклассической и постнеклассической НКМ. Культурно-исторический и деятельностный подходы в развитии отечественной психолого-педагогической науки.

С позиции культурно-исторического и деятельностного подходов проведите методологический анализ научного аппарата своего магистерского исследования.

11. Методы психолого-педагогического исследования

Классификация методов исследования. Эксперимент. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

Определите угрозы валидности на примере вашего магистерского исследования.

12. Специфика экспериментальных и эмпирических исследований в психологии и педагогике.

Проблема эксперимента в педагогике и психологии, особенности психолого-педагогического эксперимента.

Опишите имевшиеся у вас объективные и субъективные ресурсы для выполнения намеченной программы собственного исследования (степень разработанности проблемы, наличие инструментов, временные и организационные ресурсы, степень мотивации, навыки исследовательской деятельности и др.).

13. Организация и содержание профессиональной деятельности педагога-психолога

Охарактеризуйте основные направления деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога. Покажите их специфику в зависимости от типа и уровня образовательного учреждения.

Опишите на конкретном примере организацию и планирование работы психолога образования.

14. Социально-психологический анализ педагогического коллектива характеристика педагогического коллектива с точки зрения социально-психологических параметров: совместимость педагогического коллектива, согласованность функционально-ролевых ожиданий, ценностно-ориентационное единство педагогического коллектива. Уровни сплоченности педагогического коллектива.

Опишите на конкретном примере социально-психологические параметры педагогического коллектива и уровни сплоченности. Обозначьте пути и возможные методы развития данного коллектива.

15. Методология и методы прикладных социально-психологических исследований

Основной методический инструментарий социально-психологического исследования в образовательном учреждении. Определите основные направления применения методического инструментария социально-психологического исследования в образовательном учреждении.

Построить на основе любой психодиагностической ситуации алгоритм социально-психологического исследования в образовательном учреждении.

16. Методы активного социально-психологического обучения

Развитие теории активного социально-психологического обучения. Основные психологические закономерности и принципы активного социально-психологического обучения. Классификация и краткая характеристика методов активного социально-психологического обучения. Определите специфику использования активных методов обучения в условиях образовательного учреждения с учащимися, с сотрудниками и педагогическим коллективом.

На примере одного из методов активного социально-психологического обучения показать его возможности (на выбор в любой образовательной организации и с любым контингентом участников). Указать образовательные задачи, в решении которых, активные методы обучения наиболее эффективны.

17. Психологическая служба в образовании

Роль психологической службы в образовании. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом. Цели и задачи психологической службы образования в современной России.

Раскрыть основные проблемы и противоречия имеющиеся в деятельности педагога-психолога в современной школе. Показать природу противоречий. Дать характеристику современных тенденций развития психологической службы в образовании.

18. Основные модели организации психологической службы образования

Модели организации психологической службы образования. Направления деятельности педагога-психолога. Основные виды деятельности практического психолога образования. Принципы работы психолога образования, его права и обязанности. Документация психологической службы.

19. Понятие зоны ближайшего развития по Л.С.Выготскому

Приведите пример и проведите психологический анализ действий педагога-психолога в зоне ближайшего развития.

20. Понятие культурных средств психики по Л.С.Выготскому

Охарактеризуйте процесс формирования культурных средств психики на примере содержания какой-либо из известных Вам образовательных программ.

21. Теория высших психических функций Л.С.Выготского

Приведите пример реализации этой теории в образовательной практике. Раскройте возможности теории в решении актуальных образовательных задач.

22. Место педагогической профессии в профессиональном пространстве Цели, функции и средства педагогической профессии.

Сформулируйте профессионально важные качества педагога (на примере любой педагогической специализации: воспитателя ДОУ, школьного учителя, преподавателя Вуза) и аргументируйте свою позицию.

23. Образовательный процесс как взаимодействие

Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Приведите примеры проявления образования в постфигуративной, кофигуративной и префигуративной культуре.

24. Стили профессиональной деятельности педагога

Стили профессиональной деятельности педагога как устойчивая система способов и приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Самоорганизация профессиональной деятельности учителя.

Проанализируйте собственные стиль и эффективность учебной и профессиональной деятельности, определите пути повышения такой эффективности.

25. Методология экспертизы и проектирования образовательных сред

Психолого-педагогические подходы к структурно-содержательной характеристике образовательной среды. Сравнение концепций образовательной среды В.А. Ясвина и Ю.С. Мануйлова. Образовательные условия и образовательные возможности школьной среды. "Встроенность" образовательных сред.

На основе комплекса количественных параметров среды, предложенных В.А. Ясвиным, охарактеризуйте образовательную среду конкретного образовательного учреждения по вашему выбору.

26. Типология образовательных сред

Типология "воспитывающих сред" Януша Корчака. Метод векторного моделирования образовательных сред и типология педагогических позиций по В.А. Ясвину. Особенности личностного развития обучающихся в различных типах образовательной среды, "школьные типы" учащихся по П.Ф. Лесгафту.

На основе рефлексивного анализа своей педагогической деятельности постройте собственный, характерный для Вас, персональный профиль педагогических позиций и охарактеризуйте его с точки зрения педагогической эффективности.

27. Системная психолого-педагогическая экспертиза среды образовательных учреждений

Моделирование школьных организационно-образовательных систем по Л. де Калуве, Э. Марксу и М. Петри. Характеристика базовых организационно-образовательных моделей и оценка их педагогической эффективности.

На основе метода моделирования организационно-образовательных систем проанализируйте соответствие образовательных моделей, типичных для современной российской школы, педагогическим целям и требованиям новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

По дисциплинам профессионального цикла магистерской подготовки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: