Профиль подготовки: Педагогическая психология

1. Психологические теории учения и познания начала ХХ века Гештальтпсихология и теории обучения. Концепция обучения и развития Л.С. Выготского. Теория детского развития Жана Пиаже. Теория деятельности как фундамент теории учения. Бихевиоризм, необихевиоризм и образование. Основные положения теории «оперантного научения» Б.Ф. Скиннера. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Дать сравнительную характеристику, перечисленных теорий.

2. Современные дидактические концепции

Наиболее распространенные современные отечественные дидактические концепции: системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Идеи развивающего обучения и системно-деятельностный подход. Сравнительный анализ концепций.

Раскройте основные научно-методические направления реализации теории развивающего обучения в системе образования на современном этапе.

3. Социализация как комплексная проблема гуманитарного знания Понимание механизмов социализации в разных психологических школах. Социализация и индивидуализация как компоненты единого процесса личностного развития.

На примере любого педагогического явления проиллюстрируйте связь процессов социализации и индивидуализации в образовательном процессе.

4. Проблема развития в психологии образования

Соотношение понятий «развитие» и «обучение». Подход отечественных психологов к пониманию развития ребенка.

Охарактеризуйте концепции развивающего обучения и их представленность в практике современного российского образования.

5. Эмпирический и экспериментальный подходы к изучению личности

Основные типы методов исследования и диагностики личностного развития.

Приведите примеры методик диагностики личности, используемых в работе педагога-психолога образовательного учреждения.

6. Диагностика и коррекция неблагоприятных психоэмоциональных состояний учащихся

Сущность, цели и задачи психолого-педагогической диагностики и коррекции. Основные принципы психолого-педагогической коррекционной работы. Понятие «школьная фобия». Страх перед учителем, опросом: причины. Внутреннее стрессовое состояние: основные признаки и проявления в зависимости от возраста.

Подготовить и обосновать проект:

план-проспект программы занятий с детьми по улучшению их психологического самочувствия. Предусмотреть в структуре программы диагностический и формирующий раздел.

7. Психология педагогического общения и взаимоотношений в системе «учитель – ученик»

Психологический анализ общения учителя и ученика. Типичные ошибки педагогов во взаимоотношениях с учащимися.

Подготовить и обосновать проект:

план-проспект программы занятий с педагогами по формированию культуры взаимоотношений и педагогического общения. Предусмотреть в структуре программы диагностический и формирующий раздел.

8. Особенности педагогического конфликта

Понимание конфликта учителями и учащимися. Классификация педагогических конфликтов. Конфликтные ситуации в работе с младшими школьниками, подростками, старшими школьниками. Разрешение педагогических конфликтов. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Причины и предупреждение типичных конфликтов: «учитель – родитель», «учитель – учитель», «родитель – родитель», «учитель – администрация». Условия и стратегии эффективного управления конфликтами в социально-педагогическом процессе.

Опишите вариант педагогического конфликта. Проведите психологический анализ причин конфликта, предложите меры разрешения конфликта.

9. Возрастно-психологические особенности человека в образовании

Понятие психологического возраста. Основные периоды (этапы) психического развития человека. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии. Варианты периодизации. Принципы и критерии возрастной периодизации.

Соотнесите систему современного отечественного образования с периодизации психического развития человека.

10. Проблема деятельности в психологии образования

Деятельность как объяснительный принцип и как предмет исследования педагогической психологии.Деятельность: структура, виды, характеристики. Психологическое строение деятельности. Процессы деятельности. Действие. Умение. Навык. Поступок. Практическая и теоретическая деятельность. Индивидуальная и совместная деятельность. Творческая и репродуктивная деятельность. Виды деятельности (труд, игра, учение). Ведущая деятельность.

Перечислить и раскрыть условия организации и реализации творческой деятельности на уроке.

11. Сущность и психологические механизмы воспитания человека

Нравственная культура личности и ее связь с нравственной культурой и моралью общества. Критерии и уровни воспитанности. Основные принципы эффективного воспитания по К.Д. Ушинскому. Психологический анализ методов воспитания.

Психологическое обоснование системы мероприятий по воспитанию у подростков чувства любви к родной природе.

12. Проблема адаптации к систематическому обучению в школе

Формирование компонентов учебной деятельности в процессе обучения школьников. Психологическая готовность к школьному обучению. Компоненты готовности и условия уровни готовности. Понятие школьной адаптации. Психологические особенности адаптации первоклассников к обучению в школе. Причины и проявление школьной дезадаптации. Факторы, влияющие на скорость и успешность адаптации пятиклассников к обучению на второй ступени образования.

Перечислить признаки школьной дезадаптации. Предложить систему мер по предупреждению школьной дезедаптации.

13. Психологические основы проблемного обучения

Психологические источники идеи проблемного обучения. Перспективы организация проблемного обучения в современной школе.

Перечислить и раскрыть условия организации и реализации проблемного обучения в школе.

14. Психология исследовательского поведения

Содержательный и сравнительный анализ понятий «исследовательское поведение» (как категории активности) и «исследовательские способности» как (категории, определяющей свойство личности); степень их взаимовлияния.Сравнительный анализ понятий «креативность» и «исследовательские способности».

Сделать список (компонентный состав) исследовательских способностей и проиллюстрировать его на конкретных примерах. Привести список признаков исследовательского поведения и проиллюстрировать эти признаки на конкретных примерах.

15. Психологические аспекты педагогической деятельности

Признаки (критерии) творческого процесса, фазы его протекания. Модели обучения, развивающие креативность. Развитие творческой индивидуальности педагога. Творческий характер труда учителя. Критерии и уровни педагогического мастерства.

Перечислить и раскрыть условия, способствующие реализации творческого потенциала педагогической деятельности.

16. Изучение детей с нарушениями развития

Особенности работы психолога с гиперактивными детьми. Особенности работы психолога с агрессивными детьми. Особенности работы психолога с тревожными детьми. Психические заболевания и их особенности в детском возрасте. Психосоматические заболевания, их причины и распространение среди детей и подростков.

Психологический анализ учебно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития.

17. Психологические основы профориентации

Теоретические основы профориентации. Основные задачи педагога-психолога в сфере профессиональной ориентации. Профориентационная работа в школе. Понятие о профессиональной деятельности. Типы и виды профессиональной деятельности. Классификации профессий. Профессиограмма. Психограмма.

Дать характеристику методического обеспечения профориентационной деятельности педагога-психолога в школе.

18. Психологические условия и этапы профессионального развития личности

Особенности и динамика профессионального развития. Этапы профессионального становления личности, значение и специфика каждого этапа, критерии нормативности их протекания. Сущность профессионального самоопределения. Профессиональные деструкции.

Перечислить и раскрыть предпосылки и условия возникновения профессиональных деструкций в педагогической деятельности.

19. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности

Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога. Подготовка, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога.

Предложить и обосновать систему мер поддержки профессионально-личностного становления и развитие педагога-психолога.

20. Психодиагностика в образовании

Место психодиагностики в системе психологического знания и психологической практики. Области применения психодиагностики. Основные принципы психодиагностики.Этапы психодиагностического процесса Психологический диагноз и прогноз как результат психодиагностического обследования. Структура психологического диагноза (заключения).

Перечислить и раскрыть основные требования к психодиагностическому заключению.

21. Теории мышления

Основные психологические теории мышления (О.Зельц, К. Коффка, М. Вертгеймер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, когнитивная теория и др.)

На конкретном примере объяснить различие между рефлексивным и нерефлексивным мышлением.

22. Цели, методы и содержание активного социально-психологического обучения

Развитие теории активного социально-психологического обучения. Отличие традиционных и активных методов обучения. Принципы активного обучения. Методы. Совершенствование коммуникативной компетентности как общая цель социально-психологического обучения.

Перечислить достоинства активных методов обучения, указать образовательные задачи, в решении которых, активные методы обучения наиболее эффективны.

23. Этапы становления педагогической психологии как науки

Кратко охарактеризуйте историю зарождения педагогической психологии как науки. Определите основные источники, различные уровни развития знания. Приведите основные этапы развития педагогической психологии.

Представьте хронологический обзор, сравнивая появления основных психолого-педагогических теорий в России, Европе и Америке.

24. Влияние бихевиоризма на теории учения и образовательную практику в двадцатом столетии

Раскройте проблематику и основные принципы классического бихевиоризма. Проанализируйте, в чем состояло влияние бихевиоризма на теории учения и образовательную практику в двадцатом столетии.

Изложите и обоснуйте свою позицию по вопросу правомерности переноса закономерностей процесса научения, выявленных в экспериментах с животными на человека.

25. Проблема средовой и генотипической детерминации развития

Раскройте понятия «генотип» и «фенотип». Охарактеризуйте основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии.

На основе анализа результатов современных психогенетических исследований (с применением близнецового метода, метода приемных детей, семейного метода) объясните роль (возможную долю влияния) воспитательной среды.

26. Проблема половых и гендерных различий в педагогической психологии

Назовите основные тенденции дифференциации в современном обучении и воспитании. Кратко охарактеризуйте проблему половых и гендерных различий в педагогической психологии.

Проанализируйте положительные и отрицательные последствия дифференциации обучения и воспитания по признаку пола.

27. Особенности психического развития и социализации детей младшего школьного возраста

Раскройте особенности психического развития и социализации детей младшего школьного возраста. В чем состоят особенности воспитания младшего школьника?

Проанализируйте роль семьи и образовательного учреждения для когнитивного и эмоционального развития ребенка в период младшего школьного возраста.

Рекомендованный список литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: