Работа над понятиями

Работа над понятиями предполагает знакомство студентов с определениями по книгам и словарям. При этом необходимо выбрать определение, наиболее полно отражающее содержание того или иного понятия, и аргументировать свой выбор.

Анализ и комментирование первоисточника, фрагмента текста может быть как самостоятельной единицей отчета, так и дополнением к конспекту лекции, осмыслению темы практического занятия. Целью данного письменного задания является выработка способности быстрой, оперативной, если это аудиторная контрольная работа, детальной, если – домашнее задание, теоретической обработки классического философского текста. Вам предстоит эксплицировать (лат. expicatio – истолковать, объяснить) как внутреннее содержание произведения, так и его внешнее оформление.

Выполняя его вы должены:

продемонстрировать:

- умение определить главную мысль автора и отразить ее в резюме (главный итог);

- умение выделить основные понятия, ключевые слова, контекст их введения;

- видение проблем, способы их постановки и пути их решения;

- умение различать средства аргументации;

- умение связать главную мысль данного фрагмента с целым творчеством философа и найти ее место в нем.

быть в состоянии:

- выработать собственное мнение, точку зрения на его содержание;

- дать оценку – согласие-несогласие, законное-незаконное, спорное-убедительное, корректное-некорректное;

- подчеркнуть ценность высказанных автором идей их духовно-нравственную составляющую;

- актуализировать решаемые автором проблемы, указать на связь с современностью, с реальными явлениями нашей жизни.

В итоге, выполнение данного задания будет способствовать повышению эффективности собственной аргументации, разнообразит ее средства и приемы.

Терминологический словарь включает в себя основные термины, понятия, определения по каждой пройденной в семестре теме на основании конспекта лекций, учебников и учебных пособий, интернет-источников – примерно по 10 – 15 позиций из каждой темы.

Составление библиографии по теме практического занятия состоит в поиске оригинальных источников (произведений, трактатов, монографий, статей периодических изданий и т. п.) и формировании их перечня с полными выходными данными: с указанием автора(ов), названия издания, места издания, издательства, года издания (для статьи — названия и номера журнала и страницы). В зависимости от взятой темы количество источников может составлять 20 – 30 наименований.

Составление каталога интернет-ресурсов по теме осуществляется путем подбора с помощью различных поисковых систем. При этом в поиск задается не только выбранная тема, но и составляющие эту тему отдельные вопросы и проблемы и даже основные термины и понятия. Для интернет-источников в каталоге отмечаются интернет-адрес на латинице и пояснение к нему на русском языке. Желательно включать в каталог источники из зарубежных стран с переводом на русский язык.

Аннотация (от лат. annotation – примечание, пометка) – сжатая характеристика книги, статьи, пособия, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, проблемы затронутые автором, его выводы, предложения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Краткое разъяснительное примечание, следующее за библиографическим описанием какой-либо работы (на обороте титульного листа книги, на католожной карточке и т.д.). Полезность аннотации особенно проявляется тогда, когда рассматриваются источники на одну тему и при подготовке обзора литературы по теме. При написании аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает, демонстрирует и т.д.), а также, оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает).

Развить способность «критического мышления» (что само по себе составляет важнейшую педагогическую задачу философии (OK-11), (ОК-13)), а также, живо отозваться на только что прочитанное произведение, позволяет такой вид письменной работы как рецензия.

Рецензия (лат. recensio – осмотр, оценка, обследование) – отзыв или небольшая статья (2 – 5 п.л.) целью которой является критический разбор какого-либо научного (философского) или художественного произведения, сборника, журнала и т. д.

Рецензия – это своеобразный разговор читателя с произведением, разговор, выставленный на обзор другим. При написании рецензии важно иметь в виду, что критика – это не суд, огульный, безапелляционный и безжалостный, не повод противоречить всему и вся, а серьезная и вдумчивая форма отклика на работу специалиста(ов) профессионала(ов) в той или иной области знания. «Критика есть акт глубокого (точнее, профилированного) прочтения, она открывает в прозведении известный смысл и в этом отношении действительно служит средством дешифровки и интерпретации» (Р. Барт). Критика текста – это перифраз (по-другому изложенный текст автора) грамотный и достаточно исчерпывающий, поэтому истинная рецензия есть такой уровень переложения мыслей, который позволяет логике и языку автора в полный голос заговорить на другом языке.

Критика в рецензии должна придерживаться единой линии аргументации, определенной шкалы оценивания, она есть следование конкретным критериям, опора на определенную точку зрения. Истинно критиковать – это значит подлинно размежевывать, разделять, расщеплять содержание на части, а истинно оценивать – подчеркивать значимые, весомые и положительные стороны рецензируемой работы, очерчивать разногласия, отклонения, выносить замечания и давать согласие и то, и другое должно, в конечном счете, приоткрыть множественность смыслов произведения, заинтересовать других в прочтении. Рецензент – это, прежде всего, комментатор, взявшийся за текст с целью прояснить его значение, но при этом желающий стать автором, т. е. человеком который излагает свои собственные мысли и пристрастия, манеру и стиль, опираясь при этом на другие авторитеты. Не будет лишним в заключении сделать вывод об актуальности и новизне рецензируемого произведения, важности поднимаемых проблем, оригинальности решения, достоверности и эффективности полученных результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного примененния.

Пожелания перед написанием работы

Смысл письменных работ по философии состоит в приобретении навыков самостоятельного решения мировоззренческих и экзистенциальных проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки особенно необходимы тем, кто желает посвятить себя интеллектуальной профессии (например, учителя), а в XXI веке будут востребованы преимущественно только такие профессии.

Но надо иметь в виду, что любая письменная работа это соответствие определенным квалификационным требованиям, как правило, это плохо осознается студентом, но знать об этом надо обязательно. Если студент пытается выдерживать эти требования, то и конкретная работа у него получится по-настоящему научной и он, в конечном счете, станет настоящим специалистом, владеющим навыками научно-исследовательской деятельности.

Существуют концептуальные квалификационные требования, которые вообще предъявляются к любой работе, если она выносится на общественный суд.

Квалификационные требования: корректности названия* и формулировки проблемы; соответствия цели, задач и объявленной новизны исследования, результата исследования; продуманность структуры, композиции** работы; обоснованность изложения содержания; продуманность понятийного и методологического аппарата; требования к стилю (учебному, научному) и жанру работы; грамотность цитирования и использования фактического материала; хорошего тона.

*Название, должно характеризовать основной результат, быть проблемным по сути, а не по форме.

**Процедурные и логические требования, предъявляемые к структуре работы, таковы: основные главы (содержание) должны раскрывать название, а разделы и параграфы глав – раскрывать объем и содержание глав. Если этого нет – то это просто грубая логическая оплошность.

Важно, чтобы в работе была проведена четкая линия на представление некоторой общей идеи в предельно частном результате.

Полезно свою работу представить схематически. Без «схематизации» нельзя добиться ее систематичности, четкой структурированности и целостности. Ссылки следует приводить в соответствии с правилами оформления письменных работ.

Этапы подготовки и написания квалификационной работы

1. Выбор темы

Это весьма сложный и ответственный этап, от успеха которого зависит состоятельность всей работы. При выборе темы работы обратите внимание на то, что помимо вашего интереса к конкретному вопросу или его кажущейся простоты, вы должны заранее представлять все трудности, связанные с доступностью информации, литературы и прочих материалов, необходимых для качественного раскрытия темы. Побеспокойтесь об этом заранее (!), проконсультируйтесь у преподавателя.

2. Формирование замысла

Второй этап включает в себя осмысление темы или полученного задания, формулировку общих и частных целей и задач. По существу он есть определение проблемного поля работы (исследования), всего того, что входит в ее содержательный объем. Прежде всего, полученный вами результат должен быть адекватен затраченному на его получение труду и времени (взвесьте, сколько времени и сил будет потрачено на выполнение работы, убедитесь, что аналогичная работа уже не была с успехом выполнена кем-то другим - не напрасен ли ваш труд?).

3. Создание информационной базы: поиск литературы по теме, подготовка библиографии

Источниковой базой работы являются: книги (произведения мыслителей), журнальные статьи, материалы различных конференций, хрестоматии, монографии. Начать работу по сбору материала следует с внимательной проработки соответствующей темы (тем) учебника, проработки хрестоматийных и дополнительных материалов – скорее всего, необходимые библиографические ссылки у вас уже имеются. Важно учитывать возможность выбора нужной литературы по месту жительства и через межбиблиотечный абонемент. Следует также обратиться к электронным ресурсам, в т.ч. к системе ИНТЕРНЕТ. Целесообразно внимательно просмотреть соответствующие темы в каталогах, имеющихся в городской, районной и университетской библиотеке. Посмотрите литературу, на которую ссылаются и дают в конце книги авторы найденных вами работ. Используя эти данные можно найти дополнительную литературу по интересующей теме. В свою очередь, в каждой из найденных работ также будут присутствовать ссылки и списки литературы. Это позволяет расширять список литературы по интересующей студента теме. Знакомясь с журнальными статьями, надо иметь в виду, что ежегодно в последнем номере дается перечень статей, опубликованных в данном издании в течение года.

Изучите литературу к теме, затем (если это необходимо) переходите к изучению опубликованных источников в библиотеке. Не забывайте, что ряд полезных ссылок можно также получить, поработав с биографическими статьями, ряд доступен на CD-носителях. При работе с источником всегда старайтесь определить его авторство, степень достоверности, оценить достоинства и недостатки, а также полезность для вашей работы.

4. Продумывание структуры работы

Со стороны формы, рекомендуем составить не один личный рабочий план, а два-три и даже более, с целью на консультации с преподавателем выбрать лучший из них. Со стороны содержания, можно вычленить разделы, которые будут хронологически, последовательно друг за другом раскрывать суть проблемы. Можно выделить вопросы, охватывающие отдельные стороны проблемы. Можно выделить в проблеме (явлении, событии, творчестве) предпосылки, ход действия, результаты или, скажем, факторы благоприятные и отрицательные, аргументы «за» и «против».

На основе сформированной структуры работы определяется, какой должна быть ее рубрикация, т. е. деление на логически соподчиненные элементы (части, разделы, параграфы).

5. Составление тезауруса

Тезаурус (от гр. thesauros – запас) – терминологический словарь, с полной смысловой информацией по определенной вами проблеме. Он необходим для того, чтобы используемые вами понятия (идеи) строго соответствовали содержательному контексту вашей работы, были максимально уточнены, и чтобы тема была рассмотрена всесторонне и полно. Сначала подбираются понятия, характеризующие проблемное поле, затем раскрывается, уточняется их смысл в соответствующих терминах, наконец, выявленные понятия и термины упорядочиваются, координируются, субординируются между собой. Подобное упорядочивание по-настоящему обосновывает структуру работы.

6. Подготовка чернового варианта

Самая сложная часть работы для студента и начинающего исследователя – это написание самого текста т. е. анализ и обобщение собранных материалов в рамках заданного сценария (метода) работы. Универсального «рецепта» написания научной работы не существует – каждое исследование уникально, а его ход связан с выбранной темой и наличием материалов. Единственное обязательное условие – в ходе работы подробно и внимательно оформляйте ссылки на использованные источники. Совет – текст необходимо автору писать самому на основе собранных и обработанных материалов.

7. Сдача на проверку подготовительного текста преподавателю

8. Доработка текста по замечаниям преподавателя

9. Написание окончательного текста работы

10. Редактирование работы

Рукопись обязательно необходимо доработать, а именно:

- уточнить содержание, сделать это придирчиво, критически;

- проверить правильность оформления;

- провести литературную правку, или редактирование текста работы

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА И ЭССЕ

Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов над курсом является написание реферата. Реферат (от лат. referre «сообщать, докладывать») – первая студенческая работа. При изучении курса философии это имеет особое значение.

С одной стороны, написание реферата может составлять часть подготовки к занятию, с другой, реферат пишут по избранной теме, чтобы затем защитить его вместо экзамена. В первом случае, назначение реферата послужить пособием для устного выступления. Подготовка и чтение в группе рефератов на практическом занятии обычная практика в ходе учебного процесса в вузе. Он представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций, точек зрения по заданной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, однако, квалификационные требования, предъявляемые к ней минимальны. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно, последовательно, насколько это возможно, полно изложить основные идеи по заданной теме, имеющиеся в доступной вам литературе. Правильно написанный реферат предполагает обоснование той точки зрения, той позиции, с которой вы, предварительно проработав несколько источников, согласны, чье преимущество для вас очевидно.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц, печатаются они через 2 интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме. Соответствие содержание реферата заявленной теме – обязательно.

Перед написанием реферата вам необходимо выяснить свой научный интерес, который в идеале должен быть до конца реализован в будущем, в написании курсовой или дипломной работы, и согласно ему определиться с темой реферата, что тоже с проблемой, над которой вам предстоит потрудиться. В пособии предложена тематика рефератов. Она несколько отличается от обычного списка примерных тем рефератов, поскольку предлагает вам найти и раскрыть общечеловеческую (философскую) проблему в конкретных произведениях мыслителей.

В оценку реферата преподавателем входят ваше умение работать с первоисточником, определять проблему в контексте, навыки логического мышления (они проверяются в результате осмотра композиции (букв. – составление, соединение) реферата), культура письменной речи, знание оформления научного текста. Все эти критерии оценки студент вырабатывает в непосредственном диалоге с преподавателем, под его непосредственным руководством. Не стоит удивлять руководителя самостоятельно, к тому же быстро написанным текстом, для этого у студента второго курса еще нет достаточного опыта, наоборот, качественно осуществляемый процесс обучения, предполагает сотрудничество, соработничество ученика и учителя. Никогда не стоит избегать обсуждения плана реферата, списка используемой для его написания литературы, предъявляемых к оформлению реферата требований и, конечно же, полезных советов преподавателя, без чего работа будет выглядеть односторонней, незавершенной и, скорее всего, бессодержательной. Только в совместном творчестве с учителем куется дисциплина ума и развитость критического и логического мышления ученика. Очевидно, что эта рекомедация распространяется не только на написание реферата, но и на любую другую форму письменных работ. Арсенал приемов работы над рефератом велик. Рекомендуем для более подробного ознакомления с ними обратиться к предложенному списку литературы.

Структура реферата не сильно отличается от строения школьного сочинения. Начинается реферат с титульного листа, образец оформления которого будет приведен ниже. Далее следует оглавление – план реферата, в котором последовательно излагаются разделы (главы, параграфы) реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый раздел. Сам текст делится на три части: введение, основная часть и заключение. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и практическая значимость (лучше всего это сделать в трех аспектах: почему тема актуальна для вас лично; насколько она актуальна как сугубо профессиональная проблема, например, смысл жизни в философии, и, наконец, актуальность в прямом смысле, насколько тема, а точнее раскрытие ее, востребованно современной жизнью), формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата, используемые источники. Основная часть представляет собой изложение существа дела. Она состоит из нескольких глав, тематически тесно связанных между собой, каждая глава логически является продолжением предыдущей и все они вместе раскрывают поставленную во введении проблему. Иногда, если это необходимо, основная часть может быть дополнена иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении дается краткий итог глав, подводится обобщенный вывод работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Во втором случае, процесс выполнения письменной работы строится тем же самым способом, который характерен для любой письменной самостоятельной работы (см. раздел «Этапы подготовки и написания работы») и плюс этап защиты работы. Ваша задача в ходе защиты работы – за короткое время, и при этом интересно, обстоятельно, четко и наглядно изложить полученные результаты. При наличии технического обеспечения (компьютера, проектора и экрана) совсем неплохо организовать мультимедийное сопровождение вашего доклада, выводя на экран наиболее важные положения работы.

Итак, благодаря написанию реферата, вы, во-первых, приобретаете навыки письменной самостоятельной работы, которые необходимы при выполнении курсовых и дипломных работ, во-вторых, глубоко осмысляете философский текст, в-третьих, вырабатываете умение обосновывать собственную позицию по проблеме.

Образец оформления титульного листа для реферата

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал в г. Славянске-на-Кубани Кафедра социально-экономических дисциплин РЕФЕРАТ на Тему: ____________________________________________________ тема реферата студента ________________ курс, группа_____________ специальность____________ Научный руководитель ___ Славянск-на-Кубани год

Требования предъявляемые к творческим работам:

ü должна являться самостоятельной, авторской (оригинальной) работой;

ü должна быть законченным исследованием;

ü должна иметь внутреннее единство

Важный вид самостоятельной работы, творческий потенциал которой трудно переоценить, поэтому рекомендуется всем студентам попробовать себя на поприще автора эссе, автора sponte sua (лат. по собственному желанию) или par excellence (лат.по преимуществу) оригинального произведения, посвященного какой-либо значимой классической, либо современной философской проблеме.

Эссе (от франц. essai – буквально «опыт») – это небольшое сочинение (объемом до 10-15 листов, до 3000 слов)) на самостоятельно выбранную тему, в котором одновременно должны быть раскрыты и душа автора и содержание темы. Эссе является сугубо творческой работой, использующей как свободную форму изложения, так и авторскую композицию материала. Этот вид творческого задания претендует не объять «необъятный мир», не исчерпать до дна тему, а дать законченный рисунок какого-либо факта, отдельных сторон или разновидностей смыслов, чувства, переживания, страсти, времени, возраста, эпохи в их взаимоотношениях к окружающему миру, раскрыть всю гамму впечатлений и ассоциаций, которые они вызывают у автора. Эссе – своеобразный портрет, в котором штрих, деталь, особенность можно сразу ясно и целостно увидеть, благодаря удачно очерченной перспективе, умело подобранному контексту.

В нем вы раскрываете свои ценностные пристрастия, свои идеалы, раздумья и размышления о жизни, демонстрируя при этом глубокую проработку выбранного материала (темы), кстати, эссе не предполагает цитирование привлекаемых для его написания источников. Для него характерна образная и афористическая речь. Она своего рода научная эстетика. В этом трудность и прелесть жанра. Поскольку это субъективная трактовка темы, то ее высокое качество во многом определяется личной заинтересованностью и горячностью сердца автора, как известно, «без сильных эмоций нет ничего великого» (Гегель).

Философское эссе – это, прежде всего, освещение смысложизненных, экзистенциальных глубин и оттенков человеческого (межчеловеческого) существования. Оно же аргументирующее (контр-аргументирующее) эссе. В последнем фиксируется обоснованное мнение относительно предмета: представляются возражения, и проводится их опровержение; представляются аргументы, поддерживающие чужие или собственные предположения.

Рекомендуем в качестве плодотворного начала, применяемого в эссе без насилия, проводить сравнение. «Оно обогащает в той мере, в какой формула объединяет, оно возвышает все ценности, приносит откровения, возникающие неожиданно, как рефлекс, и создает глубину перспективы как бы раму вокруг портрета» (С. Цвейг). «Сравнивающее» эссе фиксирует различия и(или) сходства между людьми, местами, вещами, идеями и т.д. Сравнение позволяет видеть в отдельном общее, например, видеть за личностью – тип. А также, такие речевые приемы как вопросно-ответную форму изложения, цепь вопросов, ряды однородных членов, расчленения предложения.

Ключевые слова методического пособия

аналогия, аргумент, аргументация, анализ, синтез, тезис-антитезис, экспликация, объяснение, дескрипция, понимание, опровержение, основание, основное положение, декларирование, импликация, дефиниция, интерпретация, комментарий, обоснование, цель, объект исследования, предмет исследования, демонстрация, систематизация, резюме, проблема, цель, задача, сочинение, коллоквиум, реферат, рецензия, метод, компаративистский, артикуляция, герменевтика, конспект, толкование, оценка, правило, требование, критерий, презентация, репрезентация, эссе, статья, доклад, аннотация, верификация, обобщение, сравнение, выписка, цитата, первоисточник, библиография, термин, понятие, суждение, утверждение, индукция, дедукция, традукция, ценность, результат, макет, модель, схема, классификация, форма, вид, публикация, хронология, текст, тест, монография, брошюра, введение, формулировка, реферирование, ключевые слова, критика, корреспонденция, квалификация, квалификационные требования, доказательство, содержание, вариативность, конституирование, констатация, тезаурус, структура, координация, субординация, выдержка, журнальная статья, научный труд, научный стиль, рубрикация, реферирование, композиция (произведения), оппонент, пропонент, редукция,

Задание

Из предложенного списка ключевых слов составьте тезаурус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: