Работа над курсом психологии

УДК 159.9(075.8)

ББК 88.3я73

ISBN 985-435-609-4 © Составление. И. Ю. Евдокимова, 2003 © УИЦ БГПУ, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА НАД КУРСОМ ПСИХОЛОГИИ. 4

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 6

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.. 7

Тема 1. Предмет, структура и методы современной психологии. 7

Тема 2. Развитие психики и сознания. 9

Тема 3. Естественнонаучные основы психологии. 11

Тема 4. Ощущения и восприятие. 12

Тема 5. Внимание. 16

Тема 6. Память. 18

Тема 7. Мышление. 20

Тема 8. Воображение. 22

Тема 9. Речь. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27


РАБОТА НАД КУРСОМ ПСИХОЛОГИИ

Основная форма подготовки студентов-заочников по психологии — это са­мо­стоя­­тель­­ная работа. Она должна быть плановой и систематической.

Данное методическое пособие поможет студентам дефектологического фа­куль­­те­та овладеть программным материалом по курсу «Общая психология», выде­ляя в про­цессе подготовки к экзамену основные знания по каждой из тем. Оно даст воз­мож­­ность первокурсникам успешнее ориентироваться в большом объеме ин­фор­ма­ции, представленной в современной учебной литературе по предмету, а так­же полу­чить необходимую базу знаний для изучения специальной психологии, основ кор­рекционной работы, психологии речи и другим специальным предметам, изу­чае­мым на дефектологическом факультете.

В организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов-заочни­ков целесообразно использование не только учебников, учебных пособий, пред­назна­ченных для изучения лекционных курсов, но и различных сборников задач и мето­дических разработок.

Данные рекомендации включают основные вопросы и понятия, различного типа задания для самоконтроля студентов, необходимые разъяснения и советы, кото­рые можно использовать для изучения девяти основных тем курса психологии: «Пред­мет, структура и методы современной психологии», «Развитие психики и созна­ния», «Естественнонаучные основы психологии», «Ощущения и восприятие», «Внима­ние», «Память», «Мышление», «Воображение», «Речь».

Занятия, проводимые со студентами во время сессий и консультации, а также спе­циальная учебно-методическая литература могут намного облегчить само­стоя­тель­­ную работу студента-заочника, но не заменить ее.

Работа над курсом начинается с прослушивания цикла установочных лекций и под­бора литературы, изучение которой осуществляется в межсессионный период.

Лекции, читаемые на установочных сессиях, необходимо конспектировать. В конс­пекте каждой лекции должно быть отражено: наименование темы, план лек­ции, рекомендуемая литература, методические советы лектора и основное содер­жа­ние лекции.

Самостоятельную работу над курсом необходимо начинать с детального озна­ком­­ления с каждым разделом программы и прочтения соответствующих глав учеб­ни­­ка, а затем переходить к другой рекомендованной литературе. При от­работ­ке отдель­­ных тем удобнее придерживаться той последовательности, в которой они рас­положены в программе.

Изучаемую литературу, как и лекции, желательно конспектировать, выделяя глав­ное и формулируя его своими словами. При этом студент глубже и полнее ос­мыс­ливает материал. Важно и то, что по своим записям учебный материал проще и легче восстановить в памяти.

Для глубокого, осмысленного и прочного усвоения изучаемой литературы, за­по­­минания определений тех или иных понятий, положения и примеры одного лите­ра­турного источника следует сравнивать, сопоставлять с другими, а также исполь­зо­вать конс­пек­ты лекций.

Конспект пишется разборчиво, и сама форма записи должна раскрывать груп­пи­ровку и соподчинение материалов. Для этого выделяют главное, вто­ро­сте­пен­ное, примеры. Достигается это путем подчеркивания отдельных слов или пред­ложе­ний, выделением абзацев и т. п. И, наконец, конспект особо ценен, если он являет­ся сводом различных точек зрения, в том числе и точки зрения студента, ес­ли разнообразный материал сведен им по возможности в таблицы, схемы, графики.

Студенту-заочнику рекомендуется иметь в личной библиотеке важнейшие посо­бия по психологии. Для облегчения нахождения и использования литера­тур­ного материала в книгах из личной библиотеки могут делаться закладки, заметки на полях книги, а в конспектах даваться ссылки на ее страницы с указанием лишь об­щего содержания без выписки цитат или других фактических данных.

Студент должен пользоваться периодическими изданиями, и прежде всего жур­налами: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Психологический жур­нал», «Вестник МГУ», «Псіхалогія», «Адукацыя і выхаванне», «Мир психологии» и др.

Изучение литературы — важный и необходимый этап в освоении курса пси­хо­ло­гии. Лишь систематически работая с людьми, наблюдая, экспериментируя, обоб­щая опыт и собирая материал, можно рассчитывать на глубокое усвоение психо­ло­гии как науки, на приобретение навыков применения психологических знаний в прак­ти­че­ской работе.

Результаты личных наблюдений могут фиксироваться в дневниках, кар­то­те­ках, систематизированных по отдельным психическим процессам (внимание, па­мять, речь и т. д.), свойствам личности (способности, темперамент и т. д.), воз­раст­ным группам или другим признакам.

Подготовка к экзаменам и их сдача является заключительным этапом работы над курсом, в процессе которого весь материал восстанавливается в памяти, еще раз переосмысливается во всем его объеме и взаимосвязях, глубже вскрывается связь психологии с жизнью. Вопросы, оставшиеся неразрешенными или вызы­ваю­щие сомнение, выясняются у преподавателя на консультации, предшествующей экзамену.

В процессе работы над курсом и при подготовке к экзаменам рекомендуется проводить собе­се­дования в небольшой группе студентов. Развернутое изложение материала и дис­куссия способствуют взаимному обогащению, углублению зна­ний, а также развитию речи.

Для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной твор­че­ской работы над курсом психологии в данных методических рекомендациях выде­ля­ются основные понятия и вопросы к каждой теме, предлагаются задания для само­стоятельного выполнения, темы контрольных работ, указывается необ­хо­ди­мая литература для изучения, а также даются краткие указания и рекомендации к темами курса.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.

2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 2002.

3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 2001.

4. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.

5. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

6. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб, 2001.

7. Немов Р. С. Психология. М., 1995. Т. 1.

8. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. М., 1981.

9. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.

10. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. М., 1995.

11. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Лю­би­­мова, М. Б. Михалевской. М., 2002.

12. Психология внимания / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2001.

13. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.,2002.

14. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь. М., 2000. Т. 1—2.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

16. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

17. Таратунский Ф. С., Таратунская Н. Ф. Задачи и упражнения по общей психоло­гии. Мн., 1988.

18. Хрестоматия по психологии. М., 1977.

19. Чеховских М. И. Основы психологии. Мн., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: