Субъект управления в стратегическом менеджменте

Как уже отмечалось в разделе 1, субъект и объект образуют в системе управления неразрывное единство посредством прямой и обратной связи между собой. При этом активная, инициирующая роль в этом взаимодействии принадлежит субъекту управления. Это положение теории в равной степени относится как к оперативному, так и стратегическому менеджменту.

В чем в таком случае состоят различия между ними в части места, функций и задач субъекта управления в ОМ И СМ?

На Схеме 22 предложена обобщающая трактовка этих различий.

Схема 22.

Если исходить из традиционной четырехуровневой трактовки внутрикорпоративного управления по схеме:

«линейные руководители» (1) – «руководители среднего звена» (2) – «руководители высшего звена» (3) – «топ - менеджеры» (4), то реально ответственность как за разработку, так и результаты реализации Стратегических целей, Стратегического курса и Курсов действий лежит на менеджерах третьего и четвертого уровней. Таким образом, руководители дивизионов и топ - менеджеры во главе с президентом компании (CEO – chief economic officer) и вице-президентами по функциональным направлениям деятельности корпорации образуют ту социальную группу, которая выступает в качестве субъекта стратегического управления.

Что же касается менеджеров первого и второго корпоративных уровней управления, то зоны их ответственности ограничиваются в основном задачами операционной эффективности руководимых подразделений и бизнес – процессов. Тем не менее все они должны быть максимально вовлечены, «встроены» в механизмы реализации корпоративной стратегии. Это – управленческая задача высшей категории сложности и подходы к ее решению в значительной мере определяются корпоративной организационной структурой и культурой, уровнем делегирования полномочий.

С деятельностью любой корпоративной структуры связаны экономические интересы множества групп влияния, которые в стратегическом управлении носят название стейкхолдеров. (Последнее понятие является более широким, чем понятие акционер, хотя как раз акционеры – собственники выступают в качестве одного из ключевых стейкхолдеров базового уровня).

Для современной корпорации характерно наличие не менее девяти основных групп влияния, каждая из которых стремится через воздействие на управленческие рычаги добиться максимально полной реализации своих экономических интересов - см. Схему 6.

Экономический интерес - осознанная потребность его носителя. Структура и размер потребностей стейкхолдеров может быть интерпретирован как посредством стоимостных параметров, так и других измерителей, не относящихся к стоимостным.

Уже по самому составу корпоративных стейкхолдеров легко понять, что их экономические интересы, связанные с функционированием корпорации как экономической единицы в рыночной экономике, могут существенно различаться. На самом деле экономические интересы стейкхолдеров по отношению к деятельности данной корпорации, а главное – распределению финансовых результатов этой деятельности, не просто не совпадают, но и неизбежно вступают в острые противоречия.

Если допустить крайнее обострение этих противоречий, появится угроза самому существованию корпорации как эффективно функционирующей единице в рыночной экономике.

Схема 23.

Общая система стейкхолдеров, представленная на Схеме 23, выполнена в трехуровневой интерпретации. Первый и третий уровни, соответственно – макро- и микроэкономический, структурно отражают состав внешних стейкхолдеров корпорации. Второй – базовый уровень, отражает состав внутренних стейкхолдеров корпорации. Краткое описание положения и состава экономических интересов корпоративных стейкхолдеров, ранжированных с учетом их места и роли в системе КУ, представлено ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: