Потребности материнской потребностно-мотивационной сферы

Потребность во взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества

Переживания взрослых от взаимодействия с детенышем уже достаточно подробно

проанализированы. Эти переживания ценны сами по себе, они составляют содержание первой группы

потребностей материнской сферы. Такие переживания можно получить как в непосредственном

взаимодействии, так и в процессе ухода, кормления, воспитания и т.п. Отсутствия у матери

переживания этого удовольствия при взаимодействии с ребенком описывается как «кормление без

любви» у Д. Винникотта, как эмоционально-обедненное (альтернативное эмоционально-насыщенному)

поведение матери, холодное, неэмпатийное взаимодействие, «невключенное» и т.п. в разных

психологических подходах. Удовольствие матери от самого присутствия ребенка, контакта с его телом,

проявлений его активности обеспечивает ее эмоциональную реакцию на каждое движение его тела и

лица и наполняет эмоциями все ее действия, определяет стиль ее прикосновений к ребенку, а также

ориентацию на результаты собственных действий и их оценку (повышают заинтересованность матери,

развивают ее компетентность). Отвлечение матери от непосредственного переживания контакта с

ребенком может иметь разные причины: особенности ребенка, провоцирующие ее тревогу,

неудовольствие (признаки патологии, неадекватность младенческой стимуляции), особенности

ситуации, в первую очередь семейной (неблагополучие в группе, низкий ранг самки у приматов

повышает ее тревожность, она больше ограничивает активность детеныша, чаще его наказывает и т.п., у

человека повышает тревожность матери и искажает ее чувства по отношению к ребенку), особенности

самой матери (ее психическое здоровье, личностные качества и особенности развития материнской

сферы).

Потребность во взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества, является

ведущей и генетически исходной потребностью материнской сферы. На ее основе строятся остальные

потребности, она участвует в развитии операционального и ценностно-смыслового блоков.

Потребность в заботе и охране

В данном случае речь должна идти о совокупности потребностей, обеспечивающих кормление,

уход, охрану детеныша от внешней угрозы и от опасных последствий его активности. В отношении этих

потребностей для матери необходим опыт выполнения всех соответствующих деятельностей, который

возникает в процессе взаимодействия с собственной матерью, наблюдением за взаимодействием других

особей с детенышами, своем таком опыте до появления собственных детенышей. Однако есть формы

поведения, которые не могут быть освоены в онтогенезе. Это грудное кормление и обработка

новорожденного. Для осуществления такого поведения привлекается опыт из других видов

деятельности, что является характерным для интеллектуальной стадии развития психики. Это опыт

взаимодействия с неживыми и живыми объектами в ориентировочно-исследовательской, игровой,

пищевой деятельности. Стимуляция от детеныша позволяет обеспечить соответствие поведения его

особенностям: направить внимание матери на лицевую часть в послеродовой обработке, обеспечить

положение детеныша, позволяющее ему добраться до соска, вовремя остановиться при съедании

последа и Т.П. В дальнейшем — правильно держать и переносить детеныша, принимать позу для

кормления, укачивать (у приматов), удалять экскременты и мочу (у хищных, грызунов и др.),

отстранять детеныша при уринации и дефекации у приматов, обрабатывать поверхность тела, глаза и

т.п. Подкреплением для матери является стимуляция от детеныша как «здорового и чистого» (это те

качества гештальта младенчества, которые удовлетворяют ее основную потребность), а также

прекращение его состояния дискомфорта. У человека к этому прибавляется ориентация на

представляемый матерью образ здорового и довольного ребенка.

Кормление у млекопитающих со стороны матери требует лишь позволить детенышам сосать.

Только приматы могут сами подносить детеныша к соску. Но удовольствие от акта сосания

испытывают все самки, причем еще до прихода молока. Сразу после родов напряжения грудных желез и

чувства облегчения от сосания еще нет, а удовольствие уже есть. Оно и обеспечивает соответствующее

поведение самки. У человека с этим дело обстоит сложнее. Мать ориентируется, по крайней мере

сначала, не на свое удовольствие, а на необходимость кормления для ребенка. Его реакции и ее

переживания уже сами служат подкреплением и помогают переводить акт кормления в акт

установления взаимосвязи.

Охрана детеныша связана с двумя типами поведения матери. Во-первых, она старается

сохранить для себя объект, носитель гештальта младенчества. Первые реакции матери явно носят

характер «охраны своего» объекта и только позже переходят в охрану детеныша, смыслом которой

становится поддержание его собственного состояния. На ранних этапах развития детеныша мать

реагирует на его удаление от себя и угрозу извне. Самки приматов в стаде постоянно подвергаются

попыткам других особей отнять детеныша с целью «поняньчить» самим. Дж. ван Лавик-Гудолл

описывает, как молодые самки обучаются, наблюдая за матерями, защищающими своего детеныша, и

чуть позже, когда им доверяют младшего для няньчания, охраняют его от других подростков. Когда

детеныш подрастает, ему может угрожать не только внешняя опасность, но и результаты собственной

активности. Самки млекопитающих постоянно следят за поведением своих детенышей, экстраполируя

возможные последствия и предупреждая их. Это распространяется и на детенышей других видов. Опыт

отношений с миром позволяет им предупредить падение детеныша (например, с обрыва в природе или с

дивана в доме), вытащить из воды, придержать приближающийся объект или отстранить детеныша и

т.п. В наблюдениях за поведением самки орангутана с детенышем в Московском зоопарке описано, как

самка во время игры детеныша с куском небольшого ствола дерева подставляла руку каждый раз, когда

ствол накатывался на ногу детенышу.

В заботу о детеныше входят и элементы воспитания. Как уже указывалось выше, для животных

это обеспечено реакцией матери на разные компоненты гештальта младенчества и стимулирует ее игру

с детенышами, предоставление им объектов для манипуляций, участие детенышей в своей

деятельности. У человека все обстоит гораздо сложнее, обучение и воспитание регулируются вполне

осознанными целями матери. Однако средства, которые использует при этом мать, стиль запрещений и

поощрений зависят от содержания ведущей для материнской сферы потребности. Конечно, играют роль

содержание культурных и семейных моделей и личностные качества матери, которые влияют на ее

поведение при несовпадении этих моделей с ее собственным отношением к ребенку.

Потребность в материнстве

Это самый сложный класс потребностей матери. Он подразумевает рефлексию своих состояний

и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребенком. У высших животных возможно

только возникновение некоторых антиципации на основе своего опыта взаимодействия с детенышем.

Неоднократно рожавшие самки вполне способны предвидеть, что их ожидает при появлении

детенышей. Это способствует их более успешному материнскому поведению. Хорошо известно, что

опытные самки в родах ведут себя спокойней и уверенней, явно зная, что им делать, и испытывая

гораздо больше положительных эмоций сразу при появлении детенышей. Но только у человека

возможно представление о том, что такое «материнское чувство» и разочарование от несовпадения

реального переживания с этим представлением. В развитии материнского чувства участвует образ

будущего ребенка, семейные и культурные модели материнства, собственный опыт. По содержанию

класс потребностей в материнстве — это потребность в переживаниях, которые уже известны по своему

опыту или представлениям и возникают при взаимодействии с ребенком и выполнении всех

материнских функций.

Разобравшись в потребностях, лежащих в основе материнской потребностно-мотивационной

сферы, можно перейти к характеристике содержаний составляющих ее блоков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: