Потребность во взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества
Переживания взрослых от взаимодействия с детенышем уже достаточно подробно
проанализированы. Эти переживания ценны сами по себе, они составляют содержание первой группы
потребностей материнской сферы. Такие переживания можно получить как в непосредственном
взаимодействии, так и в процессе ухода, кормления, воспитания и т.п. Отсутствия у матери
переживания этого удовольствия при взаимодействии с ребенком описывается как «кормление без
любви» у Д. Винникотта, как эмоционально-обедненное (альтернативное эмоционально-насыщенному)
поведение матери, холодное, неэмпатийное взаимодействие, «невключенное» и т.п. в разных
психологических подходах. Удовольствие матери от самого присутствия ребенка, контакта с его телом,
проявлений его активности обеспечивает ее эмоциональную реакцию на каждое движение его тела и
лица и наполняет эмоциями все ее действия, определяет стиль ее прикосновений к ребенку, а также
|
|
ориентацию на результаты собственных действий и их оценку (повышают заинтересованность матери,
развивают ее компетентность). Отвлечение матери от непосредственного переживания контакта с
ребенком может иметь разные причины: особенности ребенка, провоцирующие ее тревогу,
неудовольствие (признаки патологии, неадекватность младенческой стимуляции), особенности
ситуации, в первую очередь семейной (неблагополучие в группе, низкий ранг самки у приматов
повышает ее тревожность, она больше ограничивает активность детеныша, чаще его наказывает и т.п., у
человека повышает тревожность матери и искажает ее чувства по отношению к ребенку), особенности
самой матери (ее психическое здоровье, личностные качества и особенности развития материнской
сферы).
Потребность во взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества, является
ведущей и генетически исходной потребностью материнской сферы. На ее основе строятся остальные
потребности, она участвует в развитии операционального и ценностно-смыслового блоков.
Потребность в заботе и охране
В данном случае речь должна идти о совокупности потребностей, обеспечивающих кормление,
уход, охрану детеныша от внешней угрозы и от опасных последствий его активности. В отношении этих
потребностей для матери необходим опыт выполнения всех соответствующих деятельностей, который
возникает в процессе взаимодействия с собственной матерью, наблюдением за взаимодействием других
особей с детенышами, своем таком опыте до появления собственных детенышей. Однако есть формы
|
|
поведения, которые не могут быть освоены в онтогенезе. Это грудное кормление и обработка
новорожденного. Для осуществления такого поведения привлекается опыт из других видов
деятельности, что является характерным для интеллектуальной стадии развития психики. Это опыт
взаимодействия с неживыми и живыми объектами в ориентировочно-исследовательской, игровой,
пищевой деятельности. Стимуляция от детеныша позволяет обеспечить соответствие поведения его
особенностям: направить внимание матери на лицевую часть в послеродовой обработке, обеспечить
положение детеныша, позволяющее ему добраться до соска, вовремя остановиться при съедании
последа и Т.П. В дальнейшем — правильно держать и переносить детеныша, принимать позу для
кормления, укачивать (у приматов), удалять экскременты и мочу (у хищных, грызунов и др.),
отстранять детеныша при уринации и дефекации у приматов, обрабатывать поверхность тела, глаза и
т.п. Подкреплением для матери является стимуляция от детеныша как «здорового и чистого» (это те
качества гештальта младенчества, которые удовлетворяют ее основную потребность), а также
прекращение его состояния дискомфорта. У человека к этому прибавляется ориентация на
представляемый матерью образ здорового и довольного ребенка.
Кормление у млекопитающих со стороны матери требует лишь позволить детенышам сосать.
Только приматы могут сами подносить детеныша к соску. Но удовольствие от акта сосания
испытывают все самки, причем еще до прихода молока. Сразу после родов напряжения грудных желез и
чувства облегчения от сосания еще нет, а удовольствие уже есть. Оно и обеспечивает соответствующее
поведение самки. У человека с этим дело обстоит сложнее. Мать ориентируется, по крайней мере
сначала, не на свое удовольствие, а на необходимость кормления для ребенка. Его реакции и ее
переживания уже сами служат подкреплением и помогают переводить акт кормления в акт
установления взаимосвязи.
Охрана детеныша связана с двумя типами поведения матери. Во-первых, она старается
сохранить для себя объект, носитель гештальта младенчества. Первые реакции матери явно носят
характер «охраны своего» объекта и только позже переходят в охрану детеныша, смыслом которой
становится поддержание его собственного состояния. На ранних этапах развития детеныша мать
реагирует на его удаление от себя и угрозу извне. Самки приматов в стаде постоянно подвергаются
попыткам других особей отнять детеныша с целью «поняньчить» самим. Дж. ван Лавик-Гудолл
описывает, как молодые самки обучаются, наблюдая за матерями, защищающими своего детеныша, и
чуть позже, когда им доверяют младшего для няньчания, охраняют его от других подростков. Когда
детеныш подрастает, ему может угрожать не только внешняя опасность, но и результаты собственной
активности. Самки млекопитающих постоянно следят за поведением своих детенышей, экстраполируя
возможные последствия и предупреждая их. Это распространяется и на детенышей других видов. Опыт
отношений с миром позволяет им предупредить падение детеныша (например, с обрыва в природе или с
дивана в доме), вытащить из воды, придержать приближающийся объект или отстранить детеныша и
т.п. В наблюдениях за поведением самки орангутана с детенышем в Московском зоопарке описано, как
самка во время игры детеныша с куском небольшого ствола дерева подставляла руку каждый раз, когда
ствол накатывался на ногу детенышу.
В заботу о детеныше входят и элементы воспитания. Как уже указывалось выше, для животных
это обеспечено реакцией матери на разные компоненты гештальта младенчества и стимулирует ее игру
с детенышами, предоставление им объектов для манипуляций, участие детенышей в своей
|
|
деятельности. У человека все обстоит гораздо сложнее, обучение и воспитание регулируются вполне
осознанными целями матери. Однако средства, которые использует при этом мать, стиль запрещений и
поощрений зависят от содержания ведущей для материнской сферы потребности. Конечно, играют роль
содержание культурных и семейных моделей и личностные качества матери, которые влияют на ее
поведение при несовпадении этих моделей с ее собственным отношением к ребенку.
Потребность в материнстве
Это самый сложный класс потребностей матери. Он подразумевает рефлексию своих состояний
и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребенком. У высших животных возможно
только возникновение некоторых антиципации на основе своего опыта взаимодействия с детенышем.
Неоднократно рожавшие самки вполне способны предвидеть, что их ожидает при появлении
детенышей. Это способствует их более успешному материнскому поведению. Хорошо известно, что
опытные самки в родах ведут себя спокойней и уверенней, явно зная, что им делать, и испытывая
гораздо больше положительных эмоций сразу при появлении детенышей. Но только у человека
возможно представление о том, что такое «материнское чувство» и разочарование от несовпадения
реального переживания с этим представлением. В развитии материнского чувства участвует образ
будущего ребенка, семейные и культурные модели материнства, собственный опыт. По содержанию
класс потребностей в материнстве — это потребность в переживаниях, которые уже известны по своему
опыту или представлениям и возникают при взаимодействии с ребенком и выполнении всех
материнских функций.
Разобравшись в потребностях, лежащих в основе материнской потребностно-мотивационной
сферы, можно перейти к характеристике содержаний составляющих ее блоков.