На шестой встрече я объявила, что мы собрались здесь для того, чтобы отпраздновать победу Эрики над самоосуждением и завершение проекта "Лучше относиться к себе"! Эрика снова показала рисунок и пояснила свои добавления к нему Потом она зачитала список имен своих друзей. Ханна просияла, когда прозвучало ее имя. После того как чтение было закончено, Ханна подтвердила, что осуждение ушло из их отношений. Она думала, что Эрика сделала для этого очень много, потому что она была "более милой и счастливой". Все согласились, что это значительно изменит жизнь их семьи.
Рон добавил, что в то время, когда началась терапия, в школе были весьма озабочены успеваемостью Эрики. Велись разговоры о том, чтобы оставить ее на второй год. Такая перспектива представлялась Рону крайне удручающей. Они с Кларисс вели переговоры с католической школой о ее переходе туда, надеясь, что так Эрика сможет не оставаться на второй год и будет лучше успевать по более структурированной программе. Католическая школа не желала принимать Эрику в начальный класс до тех пор, пока она не улучшит свои оценки. Рон успокоился, когда на родительском собрании два дня назад успехи Эрики были охарактеризованы как великолепные. Он задумался, не в терапии ли здесь было дело.
|
|
Я сказала, что мы не говорили о школьных проблемах. Раньше мне было известно, что оценки Эрики хуже, чем в прошлые годы, однако я не знала, в какой степени. Я дважды разговаривала со школьным социальным работником, но он не упоминал проблемы успеваемости. Я сказала: мне видится, что Эрика справилась со всем этим сама1 Она просияла.
Мы все попробовали печенье, которое приготовила Дайан, и поздравили Эрику.
Когда семья собралась уходить, Эрика вернула мне мою "палочку".
"Можешь оставить ее себе", — сказала я "Мне она больше не нужна, — сказала Эрика, теперь здесь". И она прижала руку к сердцу.
Волшебство
Эта история иллюстрирует использование ряда символов, которые возникли в ходе терапии, — рисунка, палочки и рамок, показывающих уменьшение самоосуждения. Для некоторых людей (в особенности детей, но не только для них) символы и символическое представление отдельных частей работы делает ее более реальной и осязаемой (Combs & Freedman, 1990; Roberts, 1994).
Например, к концу курса терапии одна пара создала коллаж, символизирующий их надежды на будущие взаимоотношения. Они позвонили три года спустя, чтобы сказать, что все, изображенное на коллаже, сбывается! Когда мы спросили, какую роль сыграл коллаж в том, что их надежды сбываются, они ответили, что он помогал им фокусироваться и напоминал, что на нем они вместе. А еще коллаж придавал их мечтам реальность и ясность.