История Кэрри

В этой главе мы привели документы, письма, удостоверения и т.д. как аспекты терапии, призванные уплотнить и развить исто­рии. Они представлялись нам очень важными, но важными во вспо­могательном смысле, а не в основной работе. Поэтому мы были заинтригованы, когда наша коллега, Вирджиния Саймоне, расска­зала о терапии с Кэрри. В этой работе направление, которое мы считали вспомогательным или дополнительным, заняло централь­ное место. Это не было задумано изначально, но произошло в от­вет на то, о чем Кэрри желала говорить и в чем она приняла актив­ное участие. Кэрри, ее семья и Вирджиния разрешили нам рассказать их историю

Джун и ее шестилетняя дочка Кэрри пришли на прием к Вирд­жинии, потому что Джун была обеспокоена боязливостью своей дочери. Она описывала Кэрри как робкую и^ пугливую. Вне дома девочка весьма неохотно разговаривала У нее было мало друзей. Эти проблемы обострились, когда она пошла в первый класс Учи­тель Кэрри рассказывал, что в столовой она отказывалась вставать в очередь за молоком, беспокоясь, что ей не достанется места, если она не займет его немедленно Кэрри совершенно не участвовала


в жизни класса, если предполагалась хоть толика фокуса на ней, и отказывалась выходить на большую перемену. Она обычно шла в кабинет воспитательницы или сидела в школьной библиотеке.

Вирджиния спросила Кэрри, согласна ли она со своей мамой в том, что эти вещи представляли собой проблему. Кэрри не отве­тила. Фактически, в ходе терапии Вирджиния трижды пыталась побудить Кэрри назвать проблему. На третий раз между Вирджи­нией и Кэрри установились прочные взаимоотношения, и стало ясно, что Кэрри нравилось разговаривать с Вирджинией. В этом контексте она призналась Вирджинии: "Разговоры о проблемах толь­ко выращивают их. Я этого не хочу". Таким образом, проблема так и не была названа.

На первой встрече Джун нашла некоторые направления разви­тия в жизни Кэрри обнадеживающими. С разрешения Кэрри, пре­доставив ей выбирать слова, Вирджиния выписала эти три тенден­ции. Вот они:

1. Высказываться от своего имени, когда на тебя кто-то кричит.

2. Сидеть вместе со взрослым и разговаривать о непонятности
страхов.

[Это относится к самой терапевтической беседе.]

3. Ходить в школу каждый день.

Обычно, когда называются подобные уникальные эпизоды или яркие события, мы задаем вопросы о них, чтобы развить историю. В этой ситуации, хотя Кэрри согласилась на то, чтобы эти дости­жения были записаны, ее не радовала идея подробно обсуждать их. Поэтому они остались в форме списка. Тем не менее со временем Джун действительно выявила истории некоторых событий.

Списку суждено было стать основой для терапии.

Кэрри пришла на вторую встречу с двумя пунктами, которые хотела добавить к списку. Это были:

4. Пытаться и хотеть обращать на себя внимание в классе.

5. Свободно ходить по всей школе.

На последующих встречах Кэрри и Джун добавили к списку еще несколько пунктов. Вирджиния спросила Кэрри, как можно было бы назвать список, предложив "храбрость" как одну из возможно­стей. "Храбрость" понравилась Кэрри, и так родился "Проект храб­рости Кэрри".


В определенный момент, когда уже было вписано около 20 пунктов, Вирджиния спросила: "Как ты думаешь, сколько еще понадобится внести в этот список, чтобы ты наверняка знала, что закончила "Проект храбрости"? К удивлению Вирджинии, Кэрри сказала: "Я думаю, понадобится 100".

Вот "Проект храбрости Кэрри", записанный в течение 19 тера­певтических встреч:

ПРОЕКТ ХРАБРОСТИ КЭРРИ

1. Высказываться от своего имени, когда на тебя кто-то кричит.

2. Сидеть вместе со взрослым и разговаривать о непонятности
страхов.

3. Ходить в школу каждый день.

4. Пытаться и хотеть обращать на себя внимание в классе.

5. Свободно ходить по всей школе.

6. Самой ходить на индивидуальные занятия и другие встречи.

7. Ходить в столовую, где ОЧЕНЬ шумно и полно народу.

8. Самой навещать тех учителей, которые тебе нравятся, напри­
мер, мисс Уайтхауз [учительница из детского сада].

9. Одной ходить в ванную. '

10. Делать свою работу в классе.

11. Сотрудничать с другими.

12. Ходить на спортивную площадку с мисс Браун.

13. Ходить с кем-нибудь в обед за молоком.

14. Помогать Еве с заданиями в классе.

15. Все время работать над заданиями в классе и дома.

16. Ходить на обед, когда ты этого хочешь.

17. Самой ходить на спортивную площадку перед занятиями.

18. Иногда ходить на спортивную площадку в обеденное время.

19. Бегать в спортзале самой, без учителя.

20. Самой оставаться с читающим учителем.

21. Ходить с мисс Лэйкли на спортивную площадку.

22. Самой ходить в обед за молоком.

23. Попробовать что-нибудь новенькое в компании.

24. Пойти в компанию и самой там оставаться, даже если нервни­
чаешь.

25. Говорить учителю, когда ты забываешь деньги на что-то.

26. Больше самой учиться ходить на лыжах и не хныкать.

27. Говорить с Сантой, о чем ты хотела.


28. Возвращаться в школу из дома и не плакать.

29. Самой ходить из дома в школу.

30. Кататься на санках с подругой и ее родителями.

31. Выйти на улицу в обеденное время в понедельник.

32. Выйти на улицу в обеденное время во вторник.

33. Ходила в дом к подруге с новой няней.

34. В доме подруги НАСЛАЖДАЛАСЬ собой.

35. В школе ты можешь выйти, если надо, и знать, что все бу­
дет в порядке.

36. Ты можешь говорить взрослым, что хочешь, что нравится и что
не нравится.

37. Ты можешь задавать взрослым вопросы, на которые тебе нуж­
ны ответы.

38. Ты не расстроилась, когда не работал водосток, и в душе не
было воды.

39. Ты не испугалась и не заплакала, когда у твоей мамы пошла
из носа кровь в вагоне по дороге домой.

40. Во время баскетбольного матча ты вышла и сама купила себе
попить.

41. Тебя заинтересовала флейта и ты продолжала спрашивать о ней.

42. Ты ходила на уроки флейты одна.

43. Ты регулярно практиковалась в игре на флейте и знаешь, что
тебе нравится.

44—54.Ты с подругой пошла кататься на санках с БОЛЬШОЙ-БОЛЬШОЙ горки и не испугалась*.

55. Ты пошла в дом к Анне с няней, которая говорит только по-испански**.

56—76. Ты пришла домой, а там еще никого не было. Ты действи­тельно ловко все продумала и пошла к Лайзе переждать.

77—83. У бабушки ты случайно захлопнула дверь и звонила в ко­локольчик с двух сторон, ПРЕЖДЕ чем расстроилась (10—15 минут!!!)

*Джун была просто изумлена, когда Кэрри, улыбаясь, вернулась от своей под­руги и рассказала, что отец подруги взял их обеих кататься на санках — не на ма­ленькой горке и даже не на большой горке, а на большой-большой горе Вирджи­ния знала эту гору И она, и Джун были совершенно уверены, что на эту гору ходили только старшие дети Не зная, как его расценивать, Вирджиния раздумы­вала, стоит ли этому событию отдавать больше одного места в списке Кэрри ре­шила, что оно стоит десяти С этого началась практика оценки событий числом мест, занимаемых в списке

**Кэрри говорит только по-английски


84. Занималась плаванием.

85. Мама уходит, а ты в порядке, больше чем в порядке, ты —
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ.

86. Ты просидела целое представление "Иосиф и его разноцвет­
ное волшебное платье".

87. Ты осталась дома с няней, пока мама водила сестру на заня­
тия, и пригласила соседку поболтать.

88. Сама осталась дома, пока мама забирала сестру, и смотрела
телевизор.

89. Ты ходила играть со своей новой подругой в душе и повесели­
лась.

90. Когда твоя сестра остается с тобой за няню, это здорово (ни­
каких слез).

91. Ты позволила Монике присматривать за тобой.

92. Ты поднимаешь руку в школе и отвечаешь перед классом.

93. На группе Индийских Принцесс ты поднимала руку и разго­
варивала.

94. Ты вместе с папой вслух читала историю у Индийских Прин­
цесс.

95. В танцах ты взяла на себя ведущую роль на глазах у всех.

На тот момент, когда в списке было 83 пункта, Кэрри, Джун и Вирджиния согласились с тем, что теперь они иногда называют его "Проектом храбрости", а иногда — "Проектом взросления". Вир­джиния спросила Кэрри, интересно ли ей было бы отпраздновать это, и Кэрри ответила согласием. Она хотела, чтобы присутство­вали ее мать, отец, сестра и Вирджиния, и предложила воздуш­ные шары, пирог и французские рожки.

Кэрри и Джун назначили день празднования по прошествии двух месяцев с того момента, когда список пополнился 83-м пунктом, за две недели до окончания учебного года.

Перед празднованием Вирджиния послала Кэрри это письмо:

Дорогая Кэрри!

Привет! Интересно, как ты там поживаешь. Я особенно много думала о твоем проекте "взросления " и о том, нет ли у тебя новых вещей, которые ты могла бы добавить к списку и кото­рые всем бы дали понять, что ты взрослеешь. До сих пор, на­сколько я знаю, у тебя было 83 способа дорасти до своего возра­ста и перерасти его Сколько еще всего мы могли бы мы добавить


к списку теперь? Может, мне приготовить еще бумаги? Я по­лагаю, мне придется подождать до празднования.

Ты готова к празднику? Иногда в жизнь детей вдруг опять про­крадываются чувства "впадания в детство " или "откатывания назад ". Так, по крайней мере, мне говорили другие дети. Случа­лось ли с тобой такое? Как ты думаешь, сможешь ты их пере­хитрить, если они опять проявятся в твоей жизни?

Я слышала от твоей мамы, как очень, очень здорово ты за­нимаешься и играешь на флейте!!! Ты могла бы взять ее с собой, когда придешь, и сыграть для меня одну-две песни, если захочешь. Я была бы рада, если бы ты захотела.

С сердечным приветом, Вирджиния Саймоне

На праздновании по просьбе Кэрри ее сестра зачитала список всем собравшимся. Когда чтение завершилось, члены семьи пред­ложили в качестве дополнения пункты с 84-го по 95-й.

Затем Вирджиния наградила Кэрри Удостоверением Храбрости (рис. 8.4).

     
     
    ЭйАНСТОНСКдлй UUc-HTP СсолейНОй "ГеРАТШИ иВЩ Сим удостоверяется, что
несомненно доказала свою храбрость. Теперь она является ква­лифицированным ХРАБРЕЦОМ, и список бесстрашных деяний, ко­торые она совершила, может быть использован, для того чтобы подсказать другим детям идеи, как им тоже стать храбрецами. Выдано 19 года Подпись: Вирджиния Саймоне, Президент Ассоциация Храбрецов Америки
    _ J

Рис. 8.4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: