В этой главе мы привели документы, письма, удостоверения и т.д. как аспекты терапии, призванные уплотнить и развить истории. Они представлялись нам очень важными, но важными во вспомогательном смысле, а не в основной работе. Поэтому мы были заинтригованы, когда наша коллега, Вирджиния Саймоне, рассказала о терапии с Кэрри. В этой работе направление, которое мы считали вспомогательным или дополнительным, заняло центральное место. Это не было задумано изначально, но произошло в ответ на то, о чем Кэрри желала говорить и в чем она приняла активное участие. Кэрри, ее семья и Вирджиния разрешили нам рассказать их историю
Джун и ее шестилетняя дочка Кэрри пришли на прием к Вирджинии, потому что Джун была обеспокоена боязливостью своей дочери. Она описывала Кэрри как робкую и^ пугливую. Вне дома девочка весьма неохотно разговаривала У нее было мало друзей. Эти проблемы обострились, когда она пошла в первый класс Учитель Кэрри рассказывал, что в столовой она отказывалась вставать в очередь за молоком, беспокоясь, что ей не достанется места, если она не займет его немедленно Кэрри совершенно не участвовала
в жизни класса, если предполагалась хоть толика фокуса на ней, и отказывалась выходить на большую перемену. Она обычно шла в кабинет воспитательницы или сидела в школьной библиотеке.
Вирджиния спросила Кэрри, согласна ли она со своей мамой в том, что эти вещи представляли собой проблему. Кэрри не ответила. Фактически, в ходе терапии Вирджиния трижды пыталась побудить Кэрри назвать проблему. На третий раз между Вирджинией и Кэрри установились прочные взаимоотношения, и стало ясно, что Кэрри нравилось разговаривать с Вирджинией. В этом контексте она призналась Вирджинии: "Разговоры о проблемах только выращивают их. Я этого не хочу". Таким образом, проблема так и не была названа.
На первой встрече Джун нашла некоторые направления развития в жизни Кэрри обнадеживающими. С разрешения Кэрри, предоставив ей выбирать слова, Вирджиния выписала эти три тенденции. Вот они:
1. Высказываться от своего имени, когда на тебя кто-то кричит.
2. Сидеть вместе со взрослым и разговаривать о непонятности
страхов.
[Это относится к самой терапевтической беседе.]
3. Ходить в школу каждый день.
Обычно, когда называются подобные уникальные эпизоды или яркие события, мы задаем вопросы о них, чтобы развить историю. В этой ситуации, хотя Кэрри согласилась на то, чтобы эти достижения были записаны, ее не радовала идея подробно обсуждать их. Поэтому они остались в форме списка. Тем не менее со временем Джун действительно выявила истории некоторых событий.
Списку суждено было стать основой для терапии.
Кэрри пришла на вторую встречу с двумя пунктами, которые хотела добавить к списку. Это были:
4. Пытаться и хотеть обращать на себя внимание в классе.
5. Свободно ходить по всей школе.
На последующих встречах Кэрри и Джун добавили к списку еще несколько пунктов. Вирджиния спросила Кэрри, как можно было бы назвать список, предложив "храбрость" как одну из возможностей. "Храбрость" понравилась Кэрри, и так родился "Проект храбрости Кэрри".
В определенный момент, когда уже было вписано около 20 пунктов, Вирджиния спросила: "Как ты думаешь, сколько еще понадобится внести в этот список, чтобы ты наверняка знала, что закончила "Проект храбрости"? К удивлению Вирджинии, Кэрри сказала: "Я думаю, понадобится 100".
Вот "Проект храбрости Кэрри", записанный в течение 19 терапевтических встреч:
ПРОЕКТ ХРАБРОСТИ КЭРРИ
1. Высказываться от своего имени, когда на тебя кто-то кричит.
2. Сидеть вместе со взрослым и разговаривать о непонятности
страхов.
3. Ходить в школу каждый день.
4. Пытаться и хотеть обращать на себя внимание в классе.
5. Свободно ходить по всей школе.
6. Самой ходить на индивидуальные занятия и другие встречи.
7. Ходить в столовую, где ОЧЕНЬ шумно и полно народу.
8. Самой навещать тех учителей, которые тебе нравятся, напри
мер, мисс Уайтхауз [учительница из детского сада].
9. Одной ходить в ванную. '
10. Делать свою работу в классе.
11. Сотрудничать с другими.
12. Ходить на спортивную площадку с мисс Браун.
13. Ходить с кем-нибудь в обед за молоком.
14. Помогать Еве с заданиями в классе.
15. Все время работать над заданиями в классе и дома.
16. Ходить на обед, когда ты этого хочешь.
17. Самой ходить на спортивную площадку перед занятиями.
18. Иногда ходить на спортивную площадку в обеденное время.
19. Бегать в спортзале самой, без учителя.
20. Самой оставаться с читающим учителем.
21. Ходить с мисс Лэйкли на спортивную площадку.
22. Самой ходить в обед за молоком.
23. Попробовать что-нибудь новенькое в компании.
24. Пойти в компанию и самой там оставаться, даже если нервни
чаешь.
25. Говорить учителю, когда ты забываешь деньги на что-то.
26. Больше самой учиться ходить на лыжах и не хныкать.
27. Говорить с Сантой, о чем ты хотела.
28. Возвращаться в школу из дома и не плакать.
29. Самой ходить из дома в школу.
30. Кататься на санках с подругой и ее родителями.
31. Выйти на улицу в обеденное время в понедельник.
32. Выйти на улицу в обеденное время во вторник.
33. Ходила в дом к подруге с новой няней.
34. В доме подруги НАСЛАЖДАЛАСЬ собой.
35. В школе ты можешь выйти, если надо, и знать, что все бу
дет в порядке.
36. Ты можешь говорить взрослым, что хочешь, что нравится и что
не нравится.
37. Ты можешь задавать взрослым вопросы, на которые тебе нуж
ны ответы.
38. Ты не расстроилась, когда не работал водосток, и в душе не
было воды.
39. Ты не испугалась и не заплакала, когда у твоей мамы пошла
из носа кровь в вагоне по дороге домой.
40. Во время баскетбольного матча ты вышла и сама купила себе
попить.
41. Тебя заинтересовала флейта и ты продолжала спрашивать о ней.
42. Ты ходила на уроки флейты одна.
43. Ты регулярно практиковалась в игре на флейте и знаешь, что
тебе нравится.
44—54.Ты с подругой пошла кататься на санках с БОЛЬШОЙ-БОЛЬШОЙ горки и не испугалась*.
55. Ты пошла в дом к Анне с няней, которая говорит только по-испански**.
56—76. Ты пришла домой, а там еще никого не было. Ты действительно ловко все продумала и пошла к Лайзе переждать.
77—83. У бабушки ты случайно захлопнула дверь и звонила в колокольчик с двух сторон, ПРЕЖДЕ чем расстроилась (10—15 минут!!!)
*Джун была просто изумлена, когда Кэрри, улыбаясь, вернулась от своей подруги и рассказала, что отец подруги взял их обеих кататься на санках — не на маленькой горке и даже не на большой горке, а на большой-большой горе Вирджиния знала эту гору И она, и Джун были совершенно уверены, что на эту гору ходили только старшие дети Не зная, как его расценивать, Вирджиния раздумывала, стоит ли этому событию отдавать больше одного места в списке Кэрри решила, что оно стоит десяти С этого началась практика оценки событий числом мест, занимаемых в списке
**Кэрри говорит только по-английски
84. Занималась плаванием.
85. Мама уходит, а ты в порядке, больше чем в порядке, ты —
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ.
86. Ты просидела целое представление "Иосиф и его разноцвет
ное волшебное платье".
87. Ты осталась дома с няней, пока мама водила сестру на заня
тия, и пригласила соседку поболтать.
88. Сама осталась дома, пока мама забирала сестру, и смотрела
телевизор.
89. Ты ходила играть со своей новой подругой в душе и повесели
лась.
90. Когда твоя сестра остается с тобой за няню, это здорово (ни
каких слез).
91. Ты позволила Монике присматривать за тобой.
92. Ты поднимаешь руку в школе и отвечаешь перед классом.
93. На группе Индийских Принцесс ты поднимала руку и разго
варивала.
94. Ты вместе с папой вслух читала историю у Индийских Прин
цесс.
95. В танцах ты взяла на себя ведущую роль на глазах у всех.
На тот момент, когда в списке было 83 пункта, Кэрри, Джун и Вирджиния согласились с тем, что теперь они иногда называют его "Проектом храбрости", а иногда — "Проектом взросления". Вирджиния спросила Кэрри, интересно ли ей было бы отпраздновать это, и Кэрри ответила согласием. Она хотела, чтобы присутствовали ее мать, отец, сестра и Вирджиния, и предложила воздушные шары, пирог и французские рожки.
Кэрри и Джун назначили день празднования по прошествии двух месяцев с того момента, когда список пополнился 83-м пунктом, за две недели до окончания учебного года.
Перед празднованием Вирджиния послала Кэрри это письмо:
Дорогая Кэрри!
Привет! Интересно, как ты там поживаешь. Я особенно много думала о твоем проекте "взросления " и о том, нет ли у тебя новых вещей, которые ты могла бы добавить к списку и которые всем бы дали понять, что ты взрослеешь. До сих пор, насколько я знаю, у тебя было 83 способа дорасти до своего возраста и перерасти его Сколько еще всего мы могли бы мы добавить
к списку теперь? Может, мне приготовить еще бумаги? Я полагаю, мне придется подождать до празднования.
Ты готова к празднику? Иногда в жизнь детей вдруг опять прокрадываются чувства "впадания в детство " или "откатывания назад ". Так, по крайней мере, мне говорили другие дети. Случалось ли с тобой такое? Как ты думаешь, сможешь ты их перехитрить, если они опять проявятся в твоей жизни?
Я слышала от твоей мамы, как очень, очень здорово ты занимаешься и играешь на флейте!!! Ты могла бы взять ее с собой, когда придешь, и сыграть для меня одну-две песни, если захочешь. Я была бы рада, если бы ты захотела.
С сердечным приветом, Вирджиния Саймоне
На праздновании по просьбе Кэрри ее сестра зачитала список всем собравшимся. Когда чтение завершилось, члены семьи предложили в качестве дополнения пункты с 84-го по 95-й.
Затем Вирджиния наградила Кэрри Удостоверением Храбрости (рис. 8.4).
ЭйАНСТОНСКдлй UUc-HTP СсолейНОй "ГеРАТШИ иВЩ Сим удостоверяется, что | ||
несомненно доказала свою храбрость. Теперь она является квалифицированным ХРАБРЕЦОМ, и список бесстрашных деяний, которые она совершила, может быть использован, для того чтобы подсказать другим детям идеи, как им тоже стать храбрецами. Выдано 19 года Подпись: Вирджиния Саймоне, Президент Ассоциация Храбрецов Америки | ||
_ J |
Рис. 8.4