Парносцепной

Численный способ - самый простой, основан на счете нитей, он выполняется без предварительного рисунка, путем повторения движения коклюшек по памяти. Этот способ требует всего несколько пар коклюшек, фон и узор в нем выплетаются одновременно.

Многопарный способ плетения самый сложный. В нем применяется наибольшее число коклюшек, о чем свидетельствует само название. В отдельных случаях оно доходит до восьмисот пар! Многопарное плетение производится постепенно, от кромки к кромке, одновременно выполняют, строго следуя точкам сколка, фон и фигуры узора.

Сцепное кружево выполняется также по сколку, но коклюшек при плетении ис­пользуется, как правило, меньше, чем в многопарном - от шести до десяти пар. Основой узоров сцепной техники служит непрерывная полоса - полотнянка, имеющая вид ленты или тесьмы. полотнянка своими изгибами рисует основные формы орнамента. На поворотах она сцепляется с помощью вязального крючка особым приемом, называемым сцеп (сцепка). Отсюда и название кружева - сцепное. Небольшие расстояния в узоре между полотнянками заполнены мелкими связками - сцепами, большие - фоновой решеткой из шнурочков ­плетешков. Основных элементов плетения четыре: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор..

Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Петлями плетешка окаймляют зубцы. Им заполняют в виде розетки серединки цветочных мотивов, часто используется плетешковый фон. Полотнянка и в самом деле напоминает полотняное переплетение нитей. Поэтому ее так и называют. Полотнянкой образуют главные части кружевного узора.

Сетка в отличие от полотнянки представляет собой сквозное плетение с косым направлением нитей. В кружеве оба эти элемента могут взаимно заменять друг друга и переходить один в другой. С е т к а - основная часть кружева, на которой располагается узор. Сцепная - комбинированная - техника заключается в том, что отдельно плетутся клейма, медальоны, а потом их соединяют между собой, «сцепляют» в единое целое. Все зависит от мастерства кружевницы, от ее владения множеством технических приемов, от ее вкуса и воображения.

Насновка - маленький, плотно сплетенный овал с заостренными концами.

Обогащает плетение скань - прием введения в полотнянку более толстой или цветной нити, часто из другого материала. Эта используется для придания рисунку четкости или для усиления рельефа. Скань делают то прямой, то витой, то «елочкой». В некоторых типах узоров она обводит контуры фигур.

Кружево плетется из самы различных материалов: пряденого и волоченого металла, бити (площеной проволоки), льняной, шелковой, хлопчатобумажной пряжи и даже соломы. Сейчас активно используются синтетические волокна.

Русские кружева имеют давнюю славу. Древняя Ипатьевская летопись свидетельствует, что плетение кружев на русском Севере началось еще в ХПI веке. Оно было вызвано к жизни особенностями местного хозяйственного уклада, близостью больших торговых путей и способностью народа в художественной форме выражать свое эстетическое восприятие мира.

Русское кружевоплетение не только восприняло, сохраняло и развивало лучшие

традиции европейских мастериц, но и явилось подлинно художественным национальным достоянием, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии

технических приемов и главным образом в изобразительном характере орнамента, сохраняющего элементы русского национального костюма.

Наиболее ранние сохранившиеся образцы русского кружева относятся к XVII в. Для этого времени было характерно кружево, плетеное из золотных и серебряны ниток. В этот период в нем ценили не столько работу, сколько сам материал - блестящую дорогую нить. Кружево даже продавали на вес. Использование такого кружева как отделки было признаком роскоши и богатства. Его применяли для украшения парадной царской, боярской или церковной одежды, предметов светского и церковного обихода. Золотное кружево прекрасно сочеталось с привозными парчовыми тканями, из которых шилась одежда. Плели кружево в XVII в. не только из золотной или серебряной нити, но и из тонкого золотного шнурка. Такой материал создавал рельефность изделия, придавая ему более пышный и нарядный вид.

В XVIII в. наряду с золото-серебряным широкое развитие получает нитяное кружево. Петровские преобразования внесли изменения в русский быт, в украшении мужского и

женского костюма нового западноевропейского покроя, в оформлении интерьера начали ис­пользовать нитяное кружево. Появляется кружево, выплетенное из шелковых и металлических нитей, в котором шелковая нить смягчает блеск золото-серебряной. Кружево из смешанных ниток отличалось изяществом и изысканностью цветовой гаммы. Преобладали растительные мотивы, появлялись новые орнаменты. Постепенно применение золотной нити в кружеве сокращается до минимума. Из нее выплетали только отдельные детали узора, использовали в качестве контурной нити.

В России кружево плели главным образом крепостные девушки. Помещики

отдаленных губерний нередко посылали своих крестьянок учиться кружевоплетению. В

своих воспоминаниях известный ученый А. Т. Болотов рассказывает о помещике, который отправил крепостную девушку в Москву учиться плести кружева, после чего принуждал ее к такой непосильной работе, что кружевница дважды отваживалась на побег, но ее находили, «посадили в железы и в стуло и заставили опять плесть».

В конце XVIII - начале ХIХ вв. появляются крепостные мануфактуры по про­изводству кружев. Так, у князей Куракиных в первой четверти XIX в. в селе Куракино Орловской губернии работала кружевная мануфактура.

Одним из наиболее популярных видов кружева в то время были блонды - кружево, плетенное из белого шелка. Искусство плетения блонд ценилось очень высоко.

Во второй половине XVIII и особенно в XIX вв. нитяное кружево находит широкое применение и в быту горожан - мещан и купцов. Кружево использовали и крестьяне - украшали им свадебные простыни, полотенца, подзоры и одежду.

В это время кружевоплетение перерастает в промысел. Русское кружево вьшлетали из

суровых или белых льняных и хлопчатобумажных ниток, редка использовали цветной шелк. Чтобы подчеркнуть узор, оттенить его на прозрачном фоне, мастерицы часто применяли рельефную или цветную контурную нить - скань - или же обводили отдельные детали

узора плотной нитью - белью.

В России в XIX в. насчитывалось 12 центров кружевоплетения. В каждом центре создавали свои рисунки, и вологодский цветочный узор был совсем не похож на елецкий.

Известные русские центры кружевоплетения.

Вологодские кружева. Вологодский кружевной промысел как определенный тип этого вида народного искусства получил развитие в начале ХIХ в. Около 1820 года кружевоплетение возникло под Вологдой как помещичья мануфактура, где работали крепостные девушки. Затем оно сталораспространяться в глубь Вологодчины. Там плели простые кружева под названием русских. В Вологде и ее пригородах плели кружева гипюрные, сколочньте, немецкие, брюссельские и русские. Само перечисление этих названий говорит об освоении русскими мастерами зарубежного мастерства, разумеется, с привнесением своего специфического стиля. Если в большинстве своем русское кружево было цветным, то вологодское, за редким исключением, - белым. И если в других видах русских кружев одновременно применялись различные материалы - лен, шелк, металлическая пряжа и другие, то вологодское кружево изготовлялось почти исключительно из льна.

Во второй половине ХIХ века основой вологодского художественного ремесла

кружевоплетения было мерное кружево. Главные элементы в орнаменте вологодского кружева - это квадраты, ромбы, наклонные полосы, волнистые полосы, небольшие овалы, «паучки». Кружево отличается плотностью и резким делением на фон и рисунок. Рисунок в вологодском кружеве выплетался только полотнянкой, фон заполнялся плетешковыми решетками. Характерно для Вологодчины и кружево с пышным растительным орнаментом. Вообще вологодскому кружеву свойственны спокойный ритм рисунка, округлые мягкие линии изгибов.

В конце 50-х годов кружевницы промысловых артелей стали работницами

государственных предприятии, а позже было создано кружевное объединение «Снежинка». Интересно отметить, что название объединения «Снежинка» произошло от названия скатерти, которая бьла удостоена золотой медали. Вологодские кружева, тонкие, и по сей день изготовляются вручную. Техника плетения вологодских кружев всегда остается на высоте. Уж если скатерть названа «Снежинка», то сияние русской зимы чудится в белоснежных кристалликах рисунка. А скатерть «Ивушка» имеет свои выразительные мотивы, свои оттенки. Она вызывает впечатление трепещущей на ветру плакучей ивы. И даже орнамент мерного кружева - словно частица живой природы. Любовью к родной природе, тонким чувством красоты проникнуты творения кропотливого труда кружевниц.

Елецкие кружева. Второй после Вологды большой кружевной промысел бьи в городе Елец Орловской губернии. Период расцвета Елецкого кружева приходится на вторую половину XIX в. Плели елецкое кружево из белой хлопчатобумажной или тонкой льняной нити. В контуре рисунка использовали бель, которая оттеняет узор на тюлевом или решетчатом фоне.

Кружеву этого центра свойственны легкость и нежность узора. Елецкий кружевной узор преимущественно растительно-орнаментарный и не похож ни на какой другой. Он отличается исключительной ажурностью, легкостью и большим разнообразием решеток, переплетений. В елецких кружевах больше нежных переходов от плотного плетения к легкому, к ажуру, меньше различие между фонам и орнаментом. Это о них сказал в свое время замечательный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков: «Разве можно не залюбоваться кружевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским морозом». В елецком кружеве часто встречается цветок, выплетенный сеткой, контуры цветка очерчены сканью. Красота елецких, как и вологодских, кружев пользуется заслуженной славой на международном рынке, и они экспортируются во многие страны мира.

Киришские кружева. Киришские кружева славились по всей России. В центре киришского кружевоплетения - селе Захожье Ленинградской области - мастерицы плели в основном мерные кружева, а также кружевные платья, накидки, косынки.

Основной тип киришского кружева - гипюрного характера. Своей основой он имеет тесьму, обводящую узор и соединенную разнородной сеткой. Такие кружева выплетались в

России в XVI-ХVIII веках под влиянием итальянского гипюра. Но киришские кружевницы дополнили итальянскую композицию кружев русской узорчатостью, в результате чего получился новый оригинальный узор, напоминающий лапчатые цветы. Киришские местные узоры - с бесконечной нитью, без отреза. Кружево нежное, с особым тонким рисунком, соперничающим с морозными узорами на стекле.

Рязанские цветные кружева. В городах Рязанской области Михайлове и Скопине плетут кружева, которые не спутаешь с кружевами других промыслов. Михайловские кружева отличаются своими несложными геометрическими узорами, которые плетутся из цветных ниток красных, синих, черных, желтых и других. Их плетут без сколов, по счету нитей. Нитки применяют толстые, и кружева эти своим незамысловатым красочным узором гармонично сочетаются с узорами народной вышивки в таких изделиях, как скатерти, полотенца, женская и детская одежда, придавая им нарядность и своеобразие.

Скопинские кружева, в отличие от Михайловских, более тонки и изящны и имеют более сложные узоры.

Кировские ажурные кружева. В городе Советске (Кировская область) на фабрике строчевышитых изделий плетут кружева, которые отличаются легкостью и прозрачностью. Редкая сетка этих кружев об­разует геометрические фигуры - квадраты, прямоугольники, ромбы. Узоры кировских кружевниц разнообразны по характеру и решению и привлекают изяществом.

Особенностью кировских кружев является также подчеркнутый переход от одного

типа плетения к другому, что создает резкую контрастность и большую декоративность.

Особенно нарядны ажурные кружева. Однако и штучные изделия (как правило, небольших размеров) - воротнички, отделка к платью, салфетки, косынки и другие, выполненные из цветных ниток, нарядны и изящны.

Нижегородские кружева. Не менее выразительным было кружево Нижегородской губернии с центром в городе Балахне. Издавна славилась Балахна, что стоит на берегу Волги, своими кружевами. Растительные и другие изобразительные мотивы имеют пышные формы. Высокая скань, разнообразные фоновые решения усиливают декоративность этого кружева. Материа­лом для него служила белая нить. Изготовляли в Балахне и великолепное тонкое кружево. Особенно славились блонды, вьшлетенные из тонких шелковых нитей.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Под ред. Барадулина В. А. и Танкус О. В. – М.: Просвещение, 1978. – 255 с.: ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.

7. Лещеко Т. А. Нетканый гобелен. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 144 с.: ил. – (Горд мастеров).

8. Горожанина С. В. Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции, 2003. – 128 с.: ил.

9. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.

Дополнительная:

1. 1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

3. Никоненко Н. М. Декоративно – прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») – Ростов / Д.: Феникс, 2003. – 128 с.: ил.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Родина кружева.
  2. Особенности изготовления брюссельских кружев.
  3. Технология изготовления шитого кружева.
  4. Технология изготовления плетеного кружева.
  5. В каких странах искусство кружевоплетения достигло высокого уровня развития.
  6. Самый простой способ плетения кружев.
  7. Когда в России зародился промысел кружевоплетения.
  8. Знаменитые русские центры кружевоплетения.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить реферат об одной из известных русских центров кружевоплетения.

Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 10 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.

Альтернативный вариант лекции № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: