Обработка и декорирование изделий

Первичной обработкой шкур и меха, скорняжными работами, раскроем и пошивом одежды, обуви, головных уборов, сумок, рукавиц занимались все малые народы: ненцы, живущие в европейской части России и Азии, на Таймыре, нганасаны (таймырские аборигены), эвенки - жители Красноярского края, Прибайкалья, Читинской области, юга Якутии, юкагиры и эвены на севере Якутии, коряки на Камчатке и чукчи и эскимосы на севере Магаданской области. Декоративные художественные изделия из меха изготавливали в домашних условиях.

Древним способом украшения одежды и бытовых предметов из оленьих шкур и камусов была меховая мозаика, т. е. орнаментальные композиции из мастерски подобранных и соединенных в единое целое темных и светлых (черных и белых) меховых полос, прямоугольников, треугольников. Все северные народы в той или иной степени владели этой техникой, но наиболее совершенно ею владели коряки. Удивительные мозаичные окаймления корякских глухих (надевающихся через голову) шуб-кухлянок - опуваны - представляют собой искусные сооружения из мелких и мельчайших геометрических фигурок, с поразительным вкусом и чувством ритма вписанных в более крупные формы и наконец заключенных в единую широкую полосу, основной тон которой делали белым, контрастным к темной окраске всей шубы.

Другим способом декоративного оформления служила вышивка белым подшейным иподбородным волосом оленя. Вышивкой виртуозно владели юкагирские и эвенкские мастерицы, для которых это был основной способ декорирования изделий из оленьих шкур и ровдуги (оленьей замши). Один из приемов вышивки подшейным оленьим волосом состоял в следующем: длинный упругий волос складывали гармошкой и пришивали к фону так, что получалась ярко-белая блестящая полоска шириной 2-3 мм. Полоска необыкновенно ярко выделялась на сероватом шершавом фоне оленьей замши - ровдуги. Мастерицы чередовали по горизонтали ослепительно белый и подкрашенный в золотистый цвет волос. Полоски подшейного волоса перемежали с тоненькими кожаными ремешками, продернутыми через прорези в коже, и дополняли лапшой из коричневой замши, а также ярко - красными суконными кантами.

Коренные жители Таймырского полуострова - ненцы и нганасаны - украшали свою одежды узкими полосками двухцветного аппликационного геометрического орнамента. Чаще всего это были ряды мелких уступчатых форм, вырезанных из кожи темно - коричневого или черного цвета и нашитых на светлую полоску кожи. Узоры эти косили разные названия –«оленьи рога», «заячьи уши» и т. п.

Всем мастерам Севера было присуще стремление оттенить, подчеркнуть мягкий густой мех другим, контрастным по природе и фактуре материалом. Эвенки (тунгусы) и эвены (ламуты) в художественном оформлении меховой одежды применяли обильную вышивку цветным непрозрачным бисером. «Вышивкой» эту технику можно называть только условно. Состоит она в том, что подобранный определенным образом (по рисунку, цвету и размеру) бисер нанизывали вряд на нитку, укладывали на полоску тонкой замши или плотной ткани и затем каждую бисеринку этого ряда наглухо прикрепляли ниткой к замшевой или тканевой основе, как это делается при закреплении пуговиц. Бисеринки тесно прилегали одна к другой, совершенно закрывая фон. Подготовленную таким образом плотную бисерную заготовку вставляли в меховую вещь подобно инкрустации, т. е. в нужном месте мех или шкуру вырезали по размеру бисерной заготовки и на место удаленного участка шкуры вставляли многоцветное бисерное украшение. Чаще всего это была кайма по низу шубы, манжета у рукава, оторочка головного убора или передний клапан декоративной сумки. В сапоги - унты таким же образом вставляли бисерные вставки. При этом каждый народ посвоему вышивал бисером, используя свои традиционные узоры и излюбленные цвета.

Народности Крайнего Севера обрели свободу и независимость после победы Октябрьской революции. И тогда на Крайнем Севере возникли благоустроенные города и поселки, появились школы, больницы, институты. У народов, прежде не имевших своей письменности, появились свои учителя, врачи, инженеры, ученые, поэты, писатели, артисты. Снабжение районов Крайнего Севера всем необходимым, в том числе фабричной одеждой, обувью, галантереей, мебелью, посудой, сделало ненужным изготовление в домашних условиях и собственными руками одежды, обуви и утвари из оленьих шкур и шкур морского зверя. Однако декоративное искусство, которое создали и которым владеют северные мастера, не утратило своей притягательной силы. Оленеводство по-прежнему составляет на Крайнем Севере важнейшую статью хозяйства и экономики, стада оленей приумножаются, а с ними увеличивается и количество так называемых побочных продуктов оленеводства, т. е. шкур, камусов и рога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: