Региональные финансовые ресурсы и их динамика

Основное регулирование между ц и р в части собственных доходов осуществляется через изменение пропорций распределения налоговых платежей. Эти пропорции должны устанавливаться бюджетным и налоговыми кодексами.

Существует три основных варианта распределения налоговых платежей между h бюджетной системы.

· Деление налогов, которое означает, что поступление от определенного налога делятся в определенной пропорции между ц и р. (налог на прибыль)

· Установление федеральных и региональных налоговых ставок для определенного налога, которые называются совместным налогом.

· Отнесение определенного налога целиком к h бюджетной системы.

Мировой опыт расщепления налогов свидетельствует о наличие различных моделей ЭРП:

· Австралийская модель предполагает широки пол полномочий штата, но в тоже время около 80 % средств консолидируется в федеральном бюджете, а затем частично возвращается в регионы в виде федеральных субсидий.

· Для канадской модели характерно очень сильная бюджетная децентрализация, около 70 % остается в провинции.

· В Р с начала 2000-ых годов ц проводит политику частичной финансовой централизации, которая сочеталась с политической централизацией. (налог на добавленную стоимость (НДС) в 97-98 в региональный бюджет поступало 25 %, в 99 году доля регионов понизилась до 15 %. В 2001 году весь НДС целиком поступает в федеральный бюджет. Напротив походный налог на протяжении последних лет целиком поступает в региональный бюджет. В 2000 году регионы получали 84 % подоходного налога, в 2001- 99%, а сейчас целиком. Налог на прибыль делиться между центром и регионами по принципу установления региональных и бюджетных ставок.

Следует учитывать, что при анализе поступлений, расчет региональной доли может проводиться с учетом доли муниципальных образований, или без нее. В 1 случае говорят о консолидированном региональном бюджете, который включает бюджет муниципальных образований. Во втором случае доходы собственного регионального бюджета.

Основными бюджето-образующими налогами для регионов являются:

налог на прибыль (региону – 72,9%)

подоходный налог (70%)

Законодательно за регионами закреплены три налога, которые поступают в бюджеты регионов:

1. налог на имущество организаций,

2. транспортный налог,

3. налог на игорный бизнес.

Заметим, что поступлений от этих налогов по V заметно уступают поступлению в региональные бюджеты от налогов, которые делятся между h бюджетной системы (подоходный налог и налог на прибыль).

Муниципальные налоги:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

В тоже t на практике наполнение бюджетов муниципальных образований происходит в большей степени за счет отчислений подоходного налога. В бюджетах сырьевых регионах важную роль играли платежи за пользование недрами (Х-М АО, Я-Н АО, Тюменская обл и т.д.) До 2002 фед ц получал 40 % платежей за добычу углеводородного сырья и 25 % платежей за добычу других полезных ископаемых, с 2002 года была осуществлена первая централизация указанных платежей одноt с их объединением в единый налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Доля ф ц составила уже 80 %. В случае обычных регионов и 74,5 в случае сложносоставных регионов. В 2004 году доля центра повысилась до 85,6 для обычных регионов. И 81,6% для сложносоставных регионов. С 2004 года налог на добычу газа полностью зачисляется в федеральный бюджет, а налог на добычу нефти доля регионов в 2005 году всего 5 %. Такой подход имеет официальное объяснение, поскольку НДПИ именует неравномерно размещенными доходами и для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов нужна централизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: