Лекция 3. Принятие решения о покупке

Покупательское поведение потребителя

Будучи видом экономического поведения человека, покупательское поведение потребителей (ППП) является частным случаем поведения человека в обществе и отражает общие закономерности его деятельностной активности. Понимание ППП важно поэтому не только для тех наук, где оно

является непосредственным объектом исследований – маркетинга, рекламы, экономической психологии, но и для других наук, изучающих поведение отдельного человека, групп и масс, в частности для социальной психологии. Покупательское поведение является наиболее благоприятной областью исследований, предоставляя чрезвычайно разнообразный, массовый и доступный для экспериментального воздействия материал. Поэтому, рассматривая проблему изучения покупательского поведения, необходимо обязательно иметь ввиду и возможность распространения выявляемых закономерностей на поведение человека в целом.

Изучение ППП осуществляется, в том числе, и посредством его эмпирического и теоретического моделирования процесса принятия решения о покупке. В научной литературе описано значительное количество моделей ППП, таких как AIDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR, принятия решения, коммуникационных эффектов и других [13].

В целом в отношении опыта моделирования ППП необходимо отметить, что модели носят преимущественно эмпирический характер и являются неполными, отражающими только отдельные стороны ППП. Серьезным логическим их недостатком является то, что модели в большинстве случаев разнородны по своему составу, объединяют элементы разной природы. В качестве таких элементов выделим «действия потребителя», «психические процессы» и «психические состояния», а также рациональную и эмоциональную природу психических явлений. В таблице 1.2 приведена группировка элементов, встречающихся в моделях ППП, по сочетаниям их признаков.

Неполнота моделей заключается в том, что они только отражают такие элементы ППП, которые зримо проявляются в исследуемых ситуациях или же имеют наиболее важное значение с точки зрения исследовательского подхода, но не охватывают все известные компоненты покупательского поведения.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: