До сих пор считалось, что макроструктуры являются структурами дискурса в таком же смысле, в каком в лингвистике и психологии обычно говорят о значении слов или предложений. Для когнитивной модели такое объяснение не является полным. Для нее более приемлемо объяснение значения, которое пользователи языка приписывают дискурсу в процессе понимания или интерпретации. Но, строго говоря, это относится и к морфонологическим и синтаксическим структурам, когда они приписываются фонетическому ряду высказывания. Следовательно, фонологические, морфологические, синтаксические и семантические структуры, приписанные предложению или дискурсу посредством абстрактных правил или когнитивных операций, являются, как в стенографии, структурами, ассоциируемыми с этим предложением или дискурсом. Не имеет смысла делать исключение для глобальных значений, которые мы объясняем с помощью семантических макроструктур.
Единственно возможным аргументом против этого допущения могло бы служить то, что макроструктуры — если они вообще существуют — только выводятся из дискурса и, следовательно, относятся не к репрезентации
|
|
значения дискурса, а в лучшем случае — к его когнитивной модели. Этот аргумент опирался бы на то, что в отличие от значения слов или предложений макроструктуры не выражаются непосредственно предложениями дискурса и, значит, не могут быть частью его лингвистического значения. Однако это рассуждение является неверным не только для когнитивной модели понимания дискурса, но даже и для лингвистической семантики (если все еще имеет смысл проводить различие между ними). Прежде всего, макроструктуры часто непосредственно выражены в самом дискурсе, например в заглавиях, в предложениях, выражающих тему, и в словах или в резюме. Во-вторых, наличие макроструктур в значении дискурса часто сигнализируется другими способами: местоимения, связки, наре-чия, тема-рематическое членение, порядок слов и т. п. часто пресуппозируют предшествующие невыраженные макропропозиции и их элементы (макропредикаты и макроаргументы) и не могут быть объяснены лишь в терминах значений предшествующих предложений. В-третьих, локальная связность дискурса, установленная между соседними предложениями, не может получить полного объяснения только в терминах локальных связей между пропозициями: для установления некоторой формы глобальной организации и контроля необходимы значения более высокого уровня. И, наконец, нет серьезных оснований, чтобы оставлять за пределами лингвистики или когнитивной семантики такие эмпирически значимые понятия, как топик, тема, общий смысл, основное содержание. Конечно, этот довод не предполагает произвольного расширения границ лингвистической или когнитивной семантики. Следовательно, мы не утверждаем, что, например, любая ассоциация, возникающая у индивида при понимании дискурса, стала бы частью его значения, так же как мы бы не отнесли большие объемы знаний, пресуппо-зированные или подразумеваемые значением текста, к семантической репрезентации этого текста. Хотя мы и не считаем оправданным четкое определение границ лингвистической семантики, мы условно полагаем, что значения Дискурса должны быть выражены или сигнализированы, фямо или косвенно, поверхностными структурами текста. Семантические макроструктуры сигнализируются непосредственно тематическими предложениями или словами, связками, местоимениями и т. д., или же они выражаются косвенны*! образом последовательностями предложений.
|
|
Для когнитивной модели такие методологические вопросы, возможно, менее значимы, так как значения строятся из различных единиц знания, то есть когнитивных структур. Другими словами, понимание дискурса — это процесс построения вывода на всех уровнях — как на уровне значения слова, фразы, предложения, так и на более глобальном уровне макроструктур. Как писал Слобин (цитируется по Bates and MacWhinney, 1982:187): «Язык порождает мысли, но не представляет их». С этой точки зрения макроструктура дискурса является концептуальным глобальным значением, которое ему приписывается. Это приписывание в свою очередь основывается как на выраженной в тексте поверхностной структуре и структурах значения, с одной стороны, так и на различных знаниях или каких-либо иных когнитивных структурах, с другой.