Семантические макроструктуры дискурса в когнитивной модели предназначены не только для объяснения таких понятий, как тема, основное содержание, или для выявления аспектов глобальной связности; они предназначены и для более важных когнитивных целей. Макроправила— это и правила редукции информации, и правила ее организации. Большие последовательности сложных семантических структур, таких, как предложения, изображения, пейзажи, сцены или действия, не могут быть должным образом обработаны без обращения к каким-либо структурам более высокого уровня. В процессе понимания текста мы не имеем доступа ко всем уже прочитанным предложениям. То же относится и к нашему пониманию повседневных событий и действий, многочисленные детали которых могут быть восстановлены по памяти только частично. Однако, если большие последовательности семантических структур такого рода могут быть сведены с помощью макроправил в несколько иерархически организованных макропропозиций и если такие макроструктуры являются достаточной базой для дальнейшего понимания дискурса, событий или действий, тогда может быть выполнена исключительно сложная задача упорядочивания огромного количества семантических данных. Это значит, что у нас есть: а) общий семантический базис для связи (иногда на первый взгляд кажущихся несвязанными) последовательностей пропозиций; б) относительно про-
стая семантическая структура, которая может находиться в кратковременной памяти; в) средство для иерархической организации последовательностей пропозиций в эпизодической памяти; г) важный ключ активации знаний для больших по объему фрагментов дискурса, событий или действий; д) действенные ключи повторной активации необходимых семантических данных; е) эксплицитная конструкция, определяющая основные, наиболее важные семантические характеристики дискурса или эпизода. Эта информация необходима для решения дальнейших когнитивных задач (приобретения знаний, припоминания, планирования действий), а также для управления и контроля над обработкой последующего дискурса.
Макроструктуры в процессе понимания дискурса — это далеко не роскошь; без них нельзя было бы решить эти сложные задачи. Удивительно поэтому, что, хотя некоторые типы макроструктур использовались в различных моделях понимания дискурса (Bower, 1974; Cirilo 1981; Cirilo and Foss, 1980; Reder and Anderson, 1980; Lehnert, 1980a; Schank and Lehnert, 1979; Vi-pond, 1980; Graesser, 1981), все еще есть модели, базирующиеся только на локальной линейной связности. Отметим также, что макроструктуры не могут быть просто заменены иерархическими структурами знаний, такими, как фреймы или сценарии. Последние действительно представляют собой структуры знаний и имеют общую и иногда стереотипную природу, в то время как макроструктуры являются структурами самого дискурса и часто единственны в своем роде. Таким образом, хотя макроструктуры и образуются с помощью иерархических структур знаний, их ни в коем случае нельзя идентифицировать с ними. Только понятия, определяющие макропропозицию, выводятся с помощью знаний о мире. Мы знаем, что поездка в аэропорт, регистрация, посадка и т. д., взятые вместе, являются понятиями, которые могут быть организованы на более высоком уровне в такое понятие, как „лететь самолетом". Мы знаем также, что собаки, кошки и канарейки — это домашние животные. И, наконец, мы знаем, что многие характеристики или действия, являющиеся частью нашего повседневного поведения, служат просто подготовительными или составными ^талями более важных состояний, событий или дей-гвий. Решающим аспектом комплексного процесса пони-ания является тйким образом образование понятий бо-5 высокого уровня, их организация и редукция. Это
~687
означает, что коммуникативные или интеракциональные цели дискурса или последовательности действий могут планироваться и быть понятными не просто в терминах окончательных результатов или конечных состояний, то есть локально как цели конечных предложений или действий, а только как цели пропозиций, речевых актов и действий более высокого уровня. Иначе говоря, макроструктуры не могут быть заменены каким-либо другим понятием, например понятием цели, которое часто используется в объяснениях действия или акционального дискурса и понимания рассказов. В этом случае могли бы подойти такие понятия, как глобальные намерения, цели или планы, но они определяются в терминах макроструктур. После этих более или менее общих предварительных замечаний и методологических предостережений мы можем приступить к рассмотрению вопроса о том, как пользователи языка выводят макроструктуры.