Новости как тип дискурса

Одно из наиболее очевидных свойств газетных и теле­визионных новостей, которое игнорировалось как в тра­диционных, так и в сравнительно недавних исследованиях средств массовой информации, состоит в том, что они представляют собой особый вид дискурса. Доминирова­ние социальных наук в изучении средств массовой комму­никации привело к концентрации внимания преимуще­ственно на экономических, политических, социальных или психологических аспектах обработки текстов новостей. Такая ориентация дала возможность выявить основные факторы, задействованные в процессе производства ново­стей и в процессах использования или воздействия этих сообщений. В подобных исследованиях внимание на само сообщение обычно обращается лишь постольку, посколь­ку оно информирует о факторах, действующих в различ­ных контекстах его употребления. Различные формы кон-тентанализа—-как традиционные, так и недавно возник­шие— были направлены на методологически адекватное описание отдельных свойств текстов массовой информа­ции с основной целью — выявить особенности соответ­ствующих контекстов. Адекватность такого подхода определяется скорее обоснованностью используемых ка-егорий и изощренностью статистической обработки ре­зультатов, чем систематическим анализом и пониманием текстов массовой коммуникации.

Основываясь на результатах современных междисци-JHHHSESbJx исследований дискурса, мы можем несколько

д Teun A. van Dij k. The Analysis of News as Discourse.— In: „News nalysis. Case Studies of International and National News in the Press (Ed. leun A. van Dijk). Hillsdale, New Jersey, 1988, p. 1—30. 5 1988 by Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

Ill


иначе подойти к изучению текстов сообщений массовой коммуникации. Определяющим свойством этой новой ориентации является ее направленность на изучение са­мой сути процесса массовой коммуникации, а именно са­мих речевых сообщений. При таком подходе речевые со­общения уже не анализируются лишь в терминах, поддаю­щихся наблюдению и статистической обработке, эмпири­чески выявляемых переменных, соотносящихся со свой­ствами источника новостей или условий их производства, с одной стороны, и характеристиками потребителей и ока­зываемого на них воздействия — с другой. Весь корпус текстов массовой коммуникации, и тексты новостей в осо­бенности, требует, помимо этого, изучения их самих как особого типа языкового употребления и особого типа тек­стов, относящихся к специфической социокультурной деятельности.

Это означает, прежде всего, что тексты массовой ком­муникации следует анализировать с точки зрения И1Х_соб-ственной структурной организации, на различных уров­нях описания. Такой структурный анализ не ограничивае­тся лингвистическим описанием фонологических, морфо­логических, синтаксических или семантических структур изолированных слов, словосочетаний или предложений, как это принято в структурной или порождающей лингви­стике. Тексты характеризуются и более сложными, от­носящимися к более высокому уровню свойствами, таки­ми, как отношения связности между предложениями, об­щая тематическая структура, схематическая организация, и рядом стилистических и риторических параметров. Тек­сты массовой коммуникации, представленные в письмен­ной или устной форме как в форме монолога, так и в фор­ме диалога, получают при таком подходе комплексцое описание как их общей организации, так и специфических свойств. Таким путем мы можем, например, описать структуру и функцию заголовков и вводок (leads) в тек­стах газетных сообщений, так же как и стилистические особенности, линейную и тематическую организацию та­ких текстов. Точно так же тексты интервью или бесед со знаменитостями, то есть тексты, являющиеся одной из форм диалогического взаимодействия в сфере массовой коммуникации, могут исследоваться с точки зрения изме­нения в них ролей говорящих, линейной упорядоченности, использования различных стратегий.

И все же это еще не все. Изучение дискурса не ограни­чивается эксплицитным описанием структур самих по се-


бе. Результаты исследований дискурса в области таких различных дисциплин, как теория речевой коммуникации, когнитивная психология, социальная психология, микро­социология и этнография, показали, что дискурс не являе­тся лишь изолированной текстовой или диалогической структурой. Скорее это сложное коммуникативное явле­ние, которое включает в себя и социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации (и их характеристиках), так и о процессах производства и восприятия сообщения. Хотя основательный структур­ный анализ уже сам по себе важен в изучении процесса массовой коммуникации, все же главным здесь является расширенное понимание контекстуальной перспективы дискурса, особенно значимой в исследовании текстов мас-фвой коммуникации. Направленный таким образом ди-скурсный анализ может также привести к новому понима­нию тех процессов производства и использования сооб­щений, которые справедливо считаются наиболее значи­мыми в изучении массовой коммуникации. Новое при та­ком подходе видится в следующем: многие факторы и условия производства текстов массовой коммуникации, от экономических условий до социальных и институцио­нальных процедур выпуска текстов новостей, теперь мо­гут быть эксплицитно соотнесены с различными структур­ными характеристиками этих текстов. То же верно и для процессов восприятия: понимание, запоминание и вос­произведение информации, содержащейся в текстах ново­стей, теперь могут изучаться в аспекте их обусловленно­сти текстуальными и контекстуальными (когнитивными, социальными) особенностями процесса коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: