Под этническим предубеждением (предрассудком) мы будем здесь понимать господствующие в обществе нега-
тивные установки по отношению к этническому меньшинству в целом и к отдельным его представителям. Хотя такое понимание кажется излишне когнитивистским, следует особо отметить, что этнические предубеждения — это не просто личные или индивидуальные установки, но установки одной (количественно превосходящей) социальной группы по отношению к другой, которые разделяются всеми или большинством членов группы и которые помещены в исторические, экономические или социальные структуры, типичные для наших „северо-западных"обществ. И хотя тут мы вовсе не затрагиваем вопрос о различных социальных, или общественных, ограничениях, накладываемых на этнические установки,. следует иметь в виду, что приобретение, „использование" или восприятие этнических предубеждений, а тем самым их когнитивной организации и стратегического управления находятся в функциональной зависимости от взаимодействий этнических групп в социальной среде. Исходя из этого, мы попытаемся объединить далее отдельные результаты тех -исследований этнических стереотипов и межгрупповых отношений, которые были осуществлены в рамках американской и европейских научных традиций; среди этих работ можно выделить такие, как Hamilton, 198la, или работы Тайфеля и его сотрудников (Tajfel, 1978, 1981, 1982). Здесь нам не удастся учесть ни более ранние дефиниции, ни тем более ранние работы в области этнических предубеждений, однако все эти исследования служили нам естественным историческим фоном (см. Allport, 1954; Ehrlich, 1973; Katz, 1976 и другие публикации по этой теме). Как легко видеть, наше собственное исследование принадлежит к числу работ, относящихся к новой области „социального познания" (см. Forgas, 1981; Higgins, Herman and Zanna, 1981), однако в целом у нас складывается впечатление, что, во-первых, данное направление недостаточно познавательное, а во-вторых, недостаточно социальное (ср. в этой связи известный упрек в адрес социальной психологии, которая также вторгается в область изучения этнических предубеждений).
|
|
Если рассматривать этническое предубеждение как особый тип социальной установки, то в качестве отправного пункта нам понадобится надежная теория социальных установок. Оставляя на какое-то время в стороне всю обширную социально-психологическую литературу по проблемам социальных установок — примерно за последние
50 лет,—мы можем, в сущности, считать, что социальные установки представляют собой сложные когнитивные структуры убеждений или мнений, бытующих в социуме (см. Abel son, 1976; van Dijk, 1982). Подобно фреймам или сценариям, эти структуры обладают схематической организацией и располагаются в семантической (или даже скорее в „социальной") памяти. При этом мнения можно трактовать как оценочные убеждения, а социальные установки мыслить себе в основном как иерархические конфигурации разделяемых обществом мнений. Частные мнения, или мнения отдельных лиц, характери-зу1Ьт структуры эпизодической памяти, такие, как модели ситуаций. В действительности и теория, и эмпирический материал показывают, что источником возникновения мнений, которые выражают люди в рассказах о встречах с представителями этнических меньшинств, являются либо общие структуры социальных установок, либо частные модели ситуаций. Очевидно, что большая часть информации, отсутствующей в моделях ситуаций (например, из-за недостатка личного опыта общения с представителями групп этнического меньшинства), восполняется за счет анализа общих установок, разделяемых в обществе. Так именно обстоит дело с социальными установками, и здесь мы сталкиваемся с одной из возможных стратегий, имеющих определяющее значение для этнических предубеждений. Предубеждения следует объяснять не только через статические когнитивные репрезентации (схематические структуры, категории и собственно содержание) установок и моделей ситуаций, но и через динамические процессы, происходящие в ситуациях реального использования такого рода информации в речевых или каких-то иных взаимодействиях в социальной среде.
|
|
С помощью некоторого фиксированного числа базовых категорий этнические установки организуются в схемы. Схемы установок играют важную роль при пополнении системы новыми установками или при преобразовании системы. Категории отражают возникновение или появление этнических групп и их членов, социоэкономиче-ское положение, социокультурные характеристики представителей групп и приписываемые последним личностные свойства. Категории отнюдь не произвольны: происхождением своим они обязаны взаимодействию социальных групп и тем представлениям, которые имеются в данной социальной феде. Категории передают основную информацию, существенную для социально доминантной
12-687
группы. Наиболее существенно то, что этнические предубеждения представлены „негативными" установками. Это означает, что на верхних уровнях структуры установок преобладают негативные мнения. Очевидно, что этнические установки не только являются производными от других установок или схем метаустановок, но также выводимы из конкретного опыта людей, а точнее, из субъективного отражения этого опыта в этнических моделях, о чем мы подробнее поговорим в заключительных разделах настоящей главы.