Эпизодические модели этнических ситуаций заключают в себе субъективный опыт членов данного социума, накопленный ими в межэтнических встречах. В этих моделях отражены как осмысление, так и оценка таких встреч. Для обозначения интегрального процесса субъективного осмысления и приписывания оценки мы будем пользоваться термином „интерпретация". Новые, отдельно взятые (частные) этнические ситуации интерпретируются как функциональные корреляты общих моделей, которые построены и истолкованы на основании предшествующего накопленного опыта и под влиянием общих, стереотипных социальных установок. Для этнически предубежденно настроенных лиц новые этнические ситуации получат, как правило, негативную оценку из-за превалирующего „негативного" содержания общих моделей и установок. И в случае, если новая ситуация отображается в эпизодической памяти как негативная, мы имеем картину, хорошо согласующуюся с ранее полученными знаниями, а также с уже существующими убеждениями и мнениями. Наличие такого „пристрастного" социального восприятия подтверждается рядом важных эмпирических фактов (см. их обзор в работе: Hamilton, 1981а). При этом действия, совершаемые этническим меньшинством, воспринимаются более „негативно" (Duncan, 1976), а люди обычно лучше запоминают именно негативные действия представителей этнического меньшинства. Вообще при интерпретации этнических социальных ситуаций этническое большинство, как правило, устанавливает „иллюзорные корреляции" (см. Hamilton, 1979, 1981b; Hamilton and Rose, 1980). Наши собственные эмпирические данные также дают основание говорить о том, что такие
процессы действительно имеют место, и позволяют уточнить отдельные их детали. В частности, отрицательные характеристики одного какого-то аспекта этнической ситуации (например, соседство или (плохие) жилищные условия) переносятся на всю конкретную группу представителей меньшинства. Разумеется, это всего лишь одна из допустимых стратегий обработки информации, связанной с этническими предубеждениями (хорошо известной под названием „поиск козла отпущения"), однако для того, чтобы составить полную и эксплицитную картину, необходимо представить в явном виде все релевантные полные ст|>уктуры и описать все когнитивные операции над ними. Особенно важны здесь не (только) стереотипные установки (схемы), а модели ситуаций. Для описания конкретного разговора или последовавшего действия, для использова-, ния в дальнейшем информации о них, люди всегда обращаются к моделям соответствующих событий. А тогда присутствие, например, негативных мнений, представленных в модели ситуации в виде макропропозиций, объясняет, почему легче воссоздаются аспекты ситуации, которые оцениваются как отрицательные, или почему негативные идеи или понятия оказываются более „доступными". Стратегии, которые включены в этническую модель, построенную этнически предубежденными людьми, вполне приспособлены для такой „негативной" организации моделей ситуации в памяти. Об одной из этих стратегий—стратегии „переноса"—уже шла речь выше: отрицательная оценка фона, окружения, событий или действий в данной этнической ситуации может быть перенесена на ее участников — представителей этнического меньшинства. Аналогично стратегии поиска в направлении сверху вниз и снизу вверх могут „распространяться" по всем негативным ситуациям вплоть до конкретных участников самих ситуаций, а отрицательные оценки, приписанные характеристикам некоторого действия, могут быть отне-;ены к его участнику, являющемуся членом группы этнического меньшинства. Как и при анализе криминальных 1сторий, в описание этнических ситуаций могут быть вве-'ены „недостающие деятели" из числа относящихся этническому меньшинству, на которых непосредственно Распространяется соответствующее негативное отношение.
12*