Факт и новость

В любом репортерском сообщении необходимы: новость, информационный повод, оперативный повод. Информационным поводом может быть происшествие или шаги, предпринятые журналистом (встреча, телефонный звонок, поиск под "маской"); оперативный повод связан с сиюминутностью события, происшедшего в ближайшие часы, на днях, на этой неделе (повод сообщить о чем-то, пока не остыл интерес), либо с памятной датой.
Кроме поводов, репортеру необходимо и профессиональное ощущение пригодности факта к журналистской обработке, к его превращение в "новость". В ХХ веке была сделана попытка выделить "классические элементы новости": своевременность (происшествия или отклика на него); близость события аудитории (когда "чужое" узнаваемо и может восприниматься как часть собственной жизни); конфликтность; "человеческий интерес" (сопоставимость с "общечеловеческими темами", - жизни, смерти, любви); масштабность события (ощущение, что это - новость для многих), либо "эмоциональный толчок" (сообщение об экстраординарном, трагичном).


В журналистской практике различается оперативное и "мягкое" информирование: краткая новость в "жестком" варианте, оперативно излагающая суть происшедшего, и в варианте "мягком", когда оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь.

"ЖЕСТКАЯ" НОВОСТЬ

Заметнее всего на первых полосах газет в экстренных выпусках новостей. Наиболее краткий, точнее сжатый вариант - самая суть события. Ударная фраза сообщения - лид - нередко выделяется шрифтом. Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, эта меньше всего похожа на "форму", на "произведение" - настолько кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, как кажется, нет никаких писательских ухищрений, просто излагается, что произошло.

Девиз жестких новостей - "ничего лишнего". Очевидно, что определение "лишнее" - "не лишнее" целиком зависит от журналиста, отсекающего все ненужное. И в этом смысле многие жанры гораздо объективнее лаконичной заметки, которая дает возможность скрывать детали, значимые подробности. Например, сообщение, что страна отказалась участвовать с международной экологической конференции, может выглядеть просто "отрицательным" фактом. Но если прояснить подоплеку, окажется, что тут политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демонстрацией солидарности).

Жесткая новость не гарантирует полной объективности, но есть допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, гаранты того, что при "обстругивании" факта не будет убрано самое главное: рекомендуется в самом начале заметки давать исчерпывающее сообщение по итогу события, отвечая на основные вопросы, проясняющие ситуацию, - употреблять так называемый емкий абзац. Обязательные вопросы: "что" именно произошло? "кто", "где", "когда", "как" и "по какой причине" совершил действие или оказался в плену обстоятельств. (Традиционные шесть вопросов не изменились со времен творца этой формулы - римского оратора Квинтиллиана). Ответы на вышеперечисленный вопросы по возможности объединяются в одной-двух фразах, умело сплетаются журналистом и составляют "суммирующий лид". (Подсчитано, что толковый "многосоставный" ответ может уместиться в 35 словах).

Жесткая новость относится к так называемым "новостям одного элемента" (или "одного инцидента") с линейной композицией: самое главное содержит лид, затем следует материал, развивающий лид, - основа, затем, если необходимо, - фрагмент предыстории, далее - вторичный, менее важный материал и возвращение к теме. Хроникальный вариант ограничивается лидом, небольшой разработкой (исключая предысторию) и возвращением к теме.
Размер лида колеблется. Главный критерий. Главный критерий - он должен читаться легко и быть совершенно ясным читателю без дополнительных пояснений. Убираются ненужные подробности, размывающие текст, повторы, слова специальной терминологии, бесполезные детали. Желательны простые предложения с близко стоящими подлежащим и сказуемым, правильная последовательность изложения, целеустремленные, а не "зигзагообразные" фразы.

Опасны:
- перегруженность лида;
- оттеснение новости на задний план;
- монотонность;
- неясность.

"МЯГКАЯ" НОВОСТЬ

В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности мягкая новость менее оперативна, точнее - для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. (Причем объем почти не увеличивается, это тоже краткая новость). Такая форма позволяет "подбираться" к факту, делать знакомство с ним постепенным.
В принципе, любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой и мягкой форме.
Предположим, сообщается: Новый элемент системы Менделеева открыт в результате физического эксперимента, проведенного молодым ученым из Новосибирска. "Мягкий" вариант этой же новости: Мог ли предположить молодой физик из Новосибирского Академгородка, что он достигнет фантастического результата в совершенно иной области…

Опыт помогает репортеру выбрать, какая именно форма наиболее подходит к факту. Мягкая новость употребляется, когда нужно заинтересовать читателя, перенести акцент с результатов на обстоятельства. Обстановка совершения события, какие-то детали из окружения факта могут быть интереснее результата. Многие мягкие сообщения забавны, носят развлекательный характер либо привносят занимательность в новость.

Мягкая новость рекомендуется при пониженной значимости события, или когда необходим иной тон разговора о нем, когда ослаблены или вовсе отсутствуют оперативный либо информационный поводы. У журналиста могут быть интересные факты, которые не ощущаются как новость, поскольку не являются происшествием (например, количество дичи в заповеднике). В таких случаях надо искать "ход", интересную деталь, самому ее сочинять. (Один американский репортер, получив данные об огромном количестве оружия, "которое может выстрелить", придумал такой ход: в аптеке, чтобы купить лекарство нужен рецепт, а для покупки оружия в частное владение в этом штате не требуется никаких "рецептов", никаких удостоверений…).

Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее было удобно проглотить, а мягкую - так, чтобы читатель посмаковал сообщение.
Поскольку внимание переключается с итога на обстоятельства, занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу "перевернутой пирамиды" здесь не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение главного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее - по принципу убывающего интереса.

"Судьба подарила президенту Малайзии уникальный случай: почти час в неформальной обстановке но на высоком уровне, причем, в буквальном и переносном смысле этого слова, он обсуждал отношения между Малайзией и Тайванем. Именно столько времени, а точнее 55 минут, президент Бакили Мулузи и отставной премьер Лянь Чань просидели в темном лифте, застрявшем между этажами в пятизвездочном тайбэйском "Гранд отеле".
Сопровождающий их заместитель министра иностранных дел оставил государственных мужей наедине. Он ретировался через люк в потолке, чтобы "организовать спасательные работы".

Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые "специальные Лиды", которые в отличие от лида "перевернутой пирамиды" не излагают содержание вкратце, но приводят к нему. В коллективной копилке опыта репортеров ХХ века таких заходов множество. Назовем некоторые из них.

3 дәріс. Төңкерілген пирамида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: