Полость картера заполнена маслом. Зубчатое колесо коренного вала насоса при вращении окунается в масляную ванну и захватывает масло, обеспечивая смазку зубчатой пары. При этом часть масла попадает в надкрейцкопфную камеру, а оттуда на направляющие крейцкопфа и через специальный канал на палец соединения крейцкопфа с шатуном, излишки масла стекают в картер. В верхней части картера имеется люк для осмотра деталей приводной части насоса с сапуном, в нижней части - щуп для измерения уровня масла.
В некоторых поршневых насосах подшипники и крейцкопфы смазываются при помощи шестеренного масляного насоса, который приводится в действие от коренного вала и подает смазку в места трения по трубкам.
К картеру приводной части прикреплен масляный фильтр, а в клапанной коробке - холодильник для масла.
-37-
Вопросы для самоконтроля
1. Схема поршневого насоса простого действия с обозначением узлов и деталей.
2. Схема поршневого насоса двойного действия с обозначением узлов и деталей.
|
|
3. Как обеспечивается возвратно-поступательное движение поршня?
4. В какой момент срабатывают клапаны насосов?
5. Сравнение диафрагменных насосов с активной и пассивной диафрагмой.
6. Дать определение высоты всасывания, принцип ее подсчета.
7. Перечислить факторы, влияющие на высоту всасывания.
8. Как изменяется скорость движения поршня? Изобразить графически.
9. Понятие мгновенной подачи, принцип ее подсчета.
10. Чем обусловлена неравномерность подачи насоса?
11. График изменения мгновенной подачи насоса двойного действия.
12. График изменения мгновенной подачи трехпоршневого насоса.
13. На какой угол сдвинуты кривошипы двухцилиндрового насоса двойного действия?
14. Понятие коэффициента неравномерности подачи.
15. Методы снижения коэффициента неравномерности подачи.
16. Понятие средней подачи. Принцип ее подсчета.
17. Определение средней подачи двухцилиндрового насоса двойного действия.
18. Понятие коэффициента подачи. Факторы влияющие на него.
19. От чего зависит объем пневмокомпенсатора?
20. Назначение и принцип действия воздушных компенсаторов.
21. В какой момент времени жидкость начинает поступать в воздушный компенсатор?
22. Определение гидравлической мощности насосов.
23. Понятие гидравлического и механического КПД.
24. Принцип определения приводной мощности насосов.
25. Как устроен цилиндр насоса? Изобразить схему.
26. Конструкция поршня. Изобразить схему.
27. Конструкция клапанного узла. Изобразить схему.
28. Конструкция сальникового уплотнения штока. Изобразить схему.
29. Как работает предохранительный клапан в насосе?
|
|
30. Конструкция узла трансмиссионного вала. Изобразить схему.
31. Конструкция эксцентрикового вала. Изобразить схему.
32. Конструкция крейцкопфного узла. Изобразить схему.
-38-
33. Как производится контроль за работой поршневого насоса?
34. Как смазываются узлы приводной части насоса?
35. Перечислите способы регулирования параметров работы насоса.
36. Назовите причины снижения давления в насосе.
37. Перечислите быстроизнашиваемые детали насоса.
38. Назначение и принцип работы шестеренного насоса.
39. Область применения винтовых насосов.
40. Регулирование работы дозировочного насоса.
-39-
Тема 2
Динамические насосы
Динамические насосы широко применяются в самых различных технологических процессах, связанных с подъемом пластовой жидкости, воздействием на призабойную зону пласта, транспортированием нефти и воды в системах поддержания пластового давления, в установках подготовки нефти для нефтеперерабатывающих предприятий и др. Наиболее эффективно использование динамических насосов для перемещения значительных объемов жидкости.
По сравнению с другими видами динамические насосы отличаются простотой конструкции, высокой степенью унификации узлов насосов одного типа, небольшими габаритными размерами, низкой стоимостью. Преимущество динамичных насосов заключается также в возможности непосредственного соединения валов насосов с валами электродвигателей, быстроходных турбин и регулирования подачи насосов в широких пределах.