Отношения между уровнями исследования и формами исследовательской деятельности

Описание и анализ, как показано выше, представляют собой самостоятельные исследовательские процедуры и могут осуществляться как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. При этом можно выделить эмпирические объекты описания - особей, эмпирические объекты анализа - аналитические объекты, а также объекты описания на теоретическом уровне - таксоны и типы, и определить все эти объекты как отношения между уровнями исследования и видами деятельности:

Рисунок 1 Объекты научного исследования, заданные отношениями между методами и уровнями исследования

методы исследования (виды деятельности) уровни исследования   описание   анализ
эмпирический особи аналитические объекты
Теоретический таксоны, типы архетипы- теоретические миры

При описании на эмпирическом уровне исследователи фиксируют существование соответствующих объектов - особей, отдельностей[23]., находящихся (живущих) в своих естественных отношениях, таких как родство, соседство, происхождение, симбиоз, и т.п.

Эмпирическому уровню анализа соответствуют признаки особей - или аналитические объекты. Молекулы, клетки, организмы, гены - примеры частичных представлений особей в аналитическом знании. Особи могут иметь тело, клеточную структуру, могут анализироваться на молекулярном и субмолекулярном уровнях, но в аналитическом представлении особей (т.е. в абстракции) признаки наделяются самостоятельным существованием при некоторых нестрого определенных начальных условиях.

Теоретическому уровню описания соответствуют таксоны и типы. В представлениях о таксонах и типах многообразие особей и отношений между ними свертывается в нечто обозримое в рамках предметных теорий существования (таксонов) и функционирования (типов).

Ранее говорилось о наиболее интересном для методологов объекте - объясняющих теориях, или теоретических мирах. Их можно отождествить с отношением “анализ на теоретическим уровне”. Теоретическому уровню анализа соответствуют совокупности идеальных объектов, теоретические миры или, если следовать традиции естествознания, берущей начало с И.В.Гете, архетипы. За архетипами предполагается функция объяснения, которая не реализуется ни одним из упорядоченных схемой (рис. I) отношений между уровнями и видами деятельности.

Задачи науки на эмпирическом уровне состоят в накоплении фактов и эмпирических обобщений, на теоретическом уровне описания - в научно подтверждаемых представлениях о существовании таксонов и типах функционирования. И только анализ на теоретическом уровне (архетипы) содержат ответ на вопрос - почему происходит нечто, изучаемое наукой. При анализе на теоретическом уровне происходит формирование картины мира данной конкретной науки и совокупности научных представлений группы наук[24].

Приведенный на рис. 1 упорядоченный список объектов науки, заданных отношениями между уровнями исследования и видами исследовательской деятельности логически полон. Это своего рода аксиоматика, необходимость и достаточность которой для решения задач данного исследования определяется возможностями доказательства “теорем”, формально вводящих структуру циклов исследовательской деятельности как отношений между элементами рис.1 и имеющих еще и некоторые другие интерпретации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: