Прогноз

(А.Ф. это можно использовать в жизнестойкости)

Возможно ли предсказать то, что К. Бенсон называет развертыванием непредсказуемой креативности человеческих Я, старающихся расширять и сужать пространство возможного друг для друга и изобретающих все новые орудия добра и зла? Хотя точный прогноз невозможен, обсуждение общих тенденций представляется существенно важным.

Сам К. Бенсон высказывает очень осторожный оптимизм. Он считает, что представления об отвратительности преднамеренно причиняемых страданий завоевывают, очень медленно и постепенно, все большее распространение. В.Н. Дружинин придерживался противоположной, пессимистической точки зрения. Он считал, что лавина насилия и жестокости, начавшая свое движение на человечество, по его оценкам, относительно недавно - несколько тысячелетий назад, лишь разгоняется, и мы рискуем быть погребенными под ней.

Обращаясь непосредственно к проблемам обучения и образования, я позволю себе высказать мнение, что развитие отдельных личностей, обществ и цивилизации как целого находится и неопределенно долго будет находиться под влиянием двух противоположных и взаимосвязанных направлений социальных воздействий: а) стимуляции учения, обучения и психического развития; б) противодействия им. Исследовательская и практическая работа в области целенаправленного противодействия обучению и развитию будет осуществляться, по крайней мере, в двух направлениях: в русле гуманистической традиции противодействия злу и в русле идей противостояния, неизбежности антагонистических конфликтов разных масштабов и необходимости завоевания господства в той или иной области любыми средствами. По мере появления новых областей и видов деятельности будут развиваться не только цели и средства обучения, но и цели и средства противодействия этому обучению, в том числе средства преднамеренной дезориентации (например, в виде "троянских" обучающих технологий и т.п.).

К.Бенсон подчеркивает, что психология - не нейтральный наблюдатель процесса человеческого развития, а его активный участник. Она не столько открывает универсальные законы, сколько создает и конструирует действительность наряду с другими агентами цивилизационного развития [39]. И этот агент должен быть, во-первых, моральным, а во-вторых, компетентным, чтобы противостоять агрессии, злу, в конечном счете - человекоубийству. Это – пространство ответственности культурной психологии [47].

Работа поддержана исследовательским грантом ГУ-ВШЭ 2005 г.

Литература

1. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 6-19.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, 1996.

3. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. 1997. № 5. С. 3-19.

4. Веджетти М.С. Интериоризация: у кого "золотой ключик" от дверцы между внутренней и внешней деятельностью? // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 122-128.

5. Вересов Н., Мельников А. Образование и культура: нереальные цели и реальные ценности // Известия академии педагогических и социальных наук. 2004. № 8. С. 11-30.

6. Вуколова П.М. Помощь и противодействие в обучении как психолого-педагогическая проблема. Дипломная работа. М.: Ф-т психологии МГУ, 2000.

7. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 15-17.

8. Гибсон Дж. Т. Обучение людей жестокости в условиях государственного террора // Иностранная психология. 1993. № 1. С. 27-34.

9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997.

10. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ, 2000.

11. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во МГУ, 1994.

12. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 58-67.

13. Зинченко В. П. Субъективные заметки о психологической диагностике // развитие личности. 2001. № 3-4. С. 121-134.

14. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6. С.45-54. Электронная версия: https://courier.com.ru/vp/vp0602znakov.htm.

15. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. Электр. версия: https://www.procept.ru/biblio/lefevr_conflict_structure.htm.

16. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.

17. Ляудис В.Я. Педагогическая психология // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ учебных дисциплин / Под ред. И.И.Ильясова, Н.А.Рождественской. М.: РПО, Фак-т психологии МГУ, 1998. С. 7-17.

18. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991.

19. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000. Электр. версия: https://www.researcher.ru.

20. Поддьяков А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст // Вопр. психологии. 2003. № 2. С. 122-132. Электр. версия: https://www.courier.com.ru/vp/vp0203poddyakov.htm.

21. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психол. журнал. 2004(а). № 3. С. 61-70.

22. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и "троянское" обучение в экономическом поведении // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004(б). № 3. С. 65-82.

23. Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопр. философии. 1999. № 8. С. 119-128.

24. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

25. Секс и средняя школа (репортаж с заседания Международного педагогического пресс-клуба) // Психологическая газета: Мы и Мир. 1999. № 1/2. С. 13.

26. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы // Вопр. психологии. 1998. № 4. С. 21-29.

27. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Трудно быть богом // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Избранное. М.: СП "Вся Москва", 1989.

28. Тавобов А. Царский стрелец // Вечерняя Москва. № 243 (23314), 27 декабря 2001 г. С. 1.

29. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

31. Фрумкина Р. Реформа образования как проблема социального партнерства // Русский журнал: https://www.russ.ru, 27 марта 2001.

32. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: РИЦ Красноярского университета, 1996.

33. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

34. Шадриков В.Д. Каждому по способностям. Интервью газете "Поиск" // Поиск. № 45 (651). 9 ноября 2001 г. С. 10.

35. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в теории деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3-18.

36. Шварц Е. Пьесы. Л.: Советский писатель, 1972.

37. Яковенко И. В чем ошибся Хантингтон? (Монолог культоролога) // Знание – сила. 2002. № 1. С. 11-19.

38. Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества // Вопр. философии. 1995. № 12. С. 118-127.

39. Benson C. The cultural psychology of self: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001.

40. Daniels H. Vygotsky and pedagogy. L.; N.Y.: RoutledgeFalmer, Taylor and Francis Group, 2001.

41. Diaz E., Hernandez J. Zones of negative development: Analysis of classroom activities and the academic performance of bilingual, Mexican American students in the United States // Abstracts of the 4th Congress of the ISCRAT. Denmark, Aarhus, June 7-11, 1998. P. 399-400.

42. de Geus, A.P. Planning as learning // Harvard Business Review. 1988 (March-April). Reprint 88202.

43. Hedegaard M. Strategies for dealing with conflicts in value positions between home and school: Influences on ethnic minority students’ development of motives and identity // Culture & Psychology. 2005. 11(2). P. 187–205.

44. On Being a Scientist: Responsible Conduct in Research. Washington: National Academy Press, 1995. Электронная версия: https://www.nap.edu/readingroom/books/obas.

45. Poddiakov A. Coping with problems created by others: directions of development // Culture & psychology. 2005, 11(2), pp. 227-240.

46. Poddiakov A. N. Counteraction as a crucial factor of learning, education and development: opposition to help // Forum: Qualitative Social Research / Forum: Qualitative Social Research. [On-line Journal]. 2001. Vol. 2(3). https://www.qualitative-research.net/fqs-texte/3-01/3-01poddiakov-e.htm.

47. Poddiakov A. N. The space of responsibility of cultural psychology // Culture and psychology. 2002. 8(3). pp. 327-336.

48. Reed M. Distributing agency: developing classroom activity to meet the challenge of the urban school. Paper presented at the 1st Congress of ISCAR. Seville, Spain. September 20-24, 2005.

49. Valsiner J. Culture and human development. London: Sage, 2000.

50. Valsiner J., Hill P.E. Socialization of American toddlers for social courtesy // J. Valsiner (Ed.). Child development in cultural context. Toronto / New York / Bern: Hogrefe & Huber, 1989. Pp.163–179.


[1] Я чрезвычайно признателен профессору С. вон Клюге (prof. S. von Kluge) из Университета Восточного Мичигана за редактирование англоязычной версии моего опросника "Умышленные дидактогении" и за помощь в сборе данных на американской выборке, а также доценту Томского государственного педагогического университета С.Л. Бурягину, студентке Государственного университета – Высшей школы экономики О.И. Гремяковой и студенткам Нового Гуманитарного Университета Натальи Нестеровой С.В. Мамиоф и К.А. Харитоновой за помощь в сборе данных на российской выборке.

[2] Заметим, что создание непредсказуемости, изобретение таких стратегий и средств, которые противнику неизвестны и являются полной неожиданностью для него – это не единственный путь развития при конфликте. Возможен и прямо противоположный – уподобление более успешному и развитому противнику, попытки подражания ему. И. Яковенко [37] описывает универсальный закон: человек активно впитывает, усваивает ту культуру, которой противостоит. Противостояние выступает как форма диалога - хотя и отнюдь не мирного. Отдельные люди и целые общества, цивилизации активно заимствуют у своих более успешных противников идеи, технологии, политические и военные решения для того, чтобы более успешно противостоять сопернику. Но здесь больше работает репродуктивное мышление, воспроизводящее чужие решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: